Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

«Родителя надо растить и воспитывать…»

Знакомьтесь: Татьяна Игоревна Вышина, руководитель Детского развивающего центра Монтессори «Вершина» (г. Владивосток).

 Окончила Дальневосточную Государственную Морскую академию по специальности «Педагог – психолог, преподаватель психологии».

 К методу Монтессори ее, как и многих, привёл  собственный ребёнок, ради которого и создавалась первая Монтессори- группа детского сада в г. Владивостоке. 

В настоящее время ДРЦ Монтессори «Вершина» является одним из ведущих детских центров в городе. Работает в нем настоящая команда профессионалов. Центр  имеет несколько филиалов, расположенных в крупных районах Владивостока.

В его структуру входят группы «Вместе с мамой» от 8-ми месяцев  до 3-х лет, группы тоддлеров – до 3-х лет, занимающиеся без мам, группы от 3-х до 7-ми лет, группы детского сада и Монтессори-школа. Это – результат работы Татьяны Вышиной и ее коллектива за 6 лет. В чем же секрет успеха?

 

      - Эффективная работа любого  учреждения  - это грамотный менеджмент, подбор и качественное обучение персонала, продуманная система наставничества, созданные условия для профессионального роста команды и др.   Всё это очень важно, но недостаточно для успешной работы, если не решается одна из основных задач – это работа с родителями, -  считает руководитель центра Татьяна Вышина. - Тесное сотрудничество с семьёй, когда семья и учреждение объёдиняют усилия в достижении единых  целей - одно из определяющих условий эффективной работы учреждения.

   Как выстроить работу так, чтобы выбор родителем Монтессори – группы для своего ребенка был осознанным? Как помогать взрослым видеть результативность Монтессори - педагогики?

Какие формы и методы применяются в центре «Вершина» для работы с родителями?

В апреле 2009 года на Московской  конференции   мастер-класс Татьяны Вышиной на эту тему вызвал огромный интерес у коллег.

Мы попросили Татьяну Игоревну поделиться своими наработками.

 

- Процесс работы с родителями в нашей организации – интереснейший, творческий, СОВМЕСТНЫЙ. Его можно ознаменовать лозунгом «растим родителя». Это – результат тщательной работы всех сотрудников Центра.

 МЫ его разделяем на несколько этапов:

 

растим родителя

  1.  

На первом этапе основное значение имеет просветительская работа  - расширение круга знаний о методе Монтессори с целью ознакомления с гуманистическим воспитанием детей в целом, и методом Монтессори в частности. Что мы предлагаем?

  • Статьи психологов центра на тему детско-родительских отношений в газетах, журналах, Интернет-порталах региона;
  • Статьи о методе Монтессори в местных СМИ;
  • Он-лайн консультации психологов на основном Интернет-портале края;

 

Интернет-портал края

 

  • Буклеты с информацией о Центре и Методике Монтессори;
  • Сайт Центра, где можно познакомиться с Центром, его структурой, узнать о Монтессори-методе и Монтессори-занятиях, почитать статьи психологов Центра и получить консультацию специалистов.

Родителю, у которого была возможность почерпнуть информацию из этих источников, уже более понятно направление деятельности организации и подход к работе.

 

 

  1.    

На данном этапе работа с родителями направлена в первую очередь на более глубокое знакомство с системой Монтессори, ее принципами и на повышение родительской компетенции в области детско-родительских отношений.

  • Подача информации по телефону. Так как первое впечатление родители получают именно через телефонную презентацию, переоценить значение этого момента сложно. Администратор проходит специальное обучение по презентации услуг Центра, и очень желательно, чтобы даже он имел педагогическое (психологическое) образование. Точно выверенный текст, грамотные ответы (вся необходимая информация для администратора перед глазами) – залог того, что родитель получит емкую, полную интересующую его информацию о Монтессори-системе и занятиях за один телефонный разговор за оптимальное время.
  • Анкета для новеньких. Каждому родителю, впервые пришедшему на занятие, предлагается заполнить краткую  анкету, из данных которой составляется учётная база клиентов Центра. С помощью электронных адресов у нас есть возможность отправлять рассылки с новостями и объявлениями Центра, новости сайта, поздравления с праздниками и днем рождения ребенка. Всё это, несомненно, несет не только информационный характер, но и позволяет устанавливать доверительные отношения с родителями.
  • Просветительская работа Монтессори-педагогов с родителями. Это один из самых основных способов работы с родителями в группах «Вместе с мамой», которая ведется из занятия к занятию, имеет форму сотрудничества, консультационной поддержки. Чтобы поддерживать высокую квалификацию педагогов в Центре проводятся плановые мероприятия в виде методических встреч, семинаров, тренингов, консультаций, групп поддержки.
  •  

Родителя надо растить и воспитывать

 

 

  • Семинары по Монтессори-системе. По результатам обратной связи,  по отзывам педагогов – семинары о Монтессори-системе чудесным образом влияют на родителей, на формирование осознанного отношения к занятиям по Монтессори – системе, её философии. Мы делаем всё возможное, чтобы каждый родитель Центра посетил данный семинар - проводим его в наиболее удобное для родителей время и бесплатно. Важно, что содержание семинара помимо всего прочего включает разбор типичных ошибок родителей с точки зрения соблюдения методов позитивного воспитания и принципов Монтессори педагогики. Именно из этих ошибок практическим опытом выработаны и выверены «правила поведения родителей в Монтессори - среде». Педагоги отмечают высокую эффективность практической информации для родителя, когда уже после участия в таком семинаре, родитель хочет и готов меняться. Данные семинары проводит руководитель Центра – и это важно, так именно она говорит о Монтессори системе так, что шансов не проникнуться идеями Монтессори-педагогики не остаётся.
  • Работа психологической службы. 
    Достижение высших задач Монтессори-педагогики по воспитанию личности ребенка невозможно без осознания и реализации принципов гуманной педагогики. Именно этому и учатся родители благодаря работе психологической службы Центра.
    • Семинары на тему повышения родительской компетенции.  Особенностью семинаров и тренингов для родителей групп «Вместе с мамой» является их актуальность для родителей: «Маленькие детки – маленькие бедки». «Как приучить ребенка к горшку и спать в отдельной кровати», «Как психологически безболезненно отнять от груди», «Как отучить сосать соску», « Сказки авторские и народные. Влияние сказок на развитие ребенка», «Детские страхи» и т.д.
    • Тренинги.  Следующей степенью обучения родителей являются тренинги, главным содержанием которых  является формирование практических навыков эффективного родительства.  

       

      Семинары и тренинги ведет психолог Центра, он же практикующий Монтессори педагог, что положительно влияет на их качество. 

    • Индивидуальные консультации психолога. Кому недостаточно семинаров и тренингов, или ситуация требует более глубокого подхода к тому или иному вопросу – есть возможность получить консультацию психолога Центра.
    • Рекомендованная литература по системе М.Монтессори, психологическая литература, литература для детей.Психологи центра тщательно отбирают литературу, которую могли бы рекомендовать для родителей.
  • Оформление информационных стендов. Информационный стенд кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации (документы, свидетельства, устав организации), объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.), решает другие, не менее важные задачи. Так, на информационном стенде родитель может прочитать статью детского психолога (периодически обновляются), афоризм дня о детях и воспитании, основные правила Монтессори – все это эмоционально подпитывает родителей.
  • Сайт Центра, где можно познакомиться со структурой Центра, почитать статьи психологов центра, тематические статьи, а также подборки стихов по темам, которые освещаются на занятиях, просмотреть содержание тем семинаров и тренингов, задать вопросы специалистам Центра и много другое, что позволяет продолжать работу с родителями вне стен Центра.

 

Сайт Центра

 

  • Обратная связь (анкетирование) - необходимая составляющая работы с родителями.  Анкета раздаётся всем родителям, кто посещает Монтессори-занятия не менее 4 месяцев. Очень важно педагогу видеть и умело доносить до родителя даже малейшую позитивную динамику развития ребенка. Как это видеть, по каким параметрам определять эффективность занятий, как помогать родителям  видеть эту динамику – всему этому мы обучаем наших педагогов. Залог продолжения посещений занятий в Центре для родителя – видеть результаты посещения.  Заполнение специально разработанных подробных анкет с указанными параметрами помогает родителю ещё раз обратить внимание на эффективность занятий для его ребёнка.
  1.  

В течение долгого времени родители Монтессори-детского сада посещали Монтессори-занятия со своими детьми, лекции по Монтессори-системе, психологические семинары и тренинги по эффективному родительству, с ними постоянно работали Монтессори-педагоги. Результатом проведенной работы является определенный уровень знаний родителей о Монтессори-системе и их достаточно осознанное желание воспитывать и обучать своего ребенка по этой системе. Это даёт возможность выстроить с родителями сада более глубокую работу.

  • Психологическое тестирование, собеседование с психологами и руководителем центра.

При приеме ребенка в детский сад особое внимание уделяется стилю воспитания в семье. Родители должны быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса в Монтессори-детском саду, это возможно лишь при полном понимании сути Монтессори системы.

Психологические тесты дают возможность определить тип семейного воспитания, результаты тестов также помогают выбрать индивидуальный подход в работе с той или иной семьёй. Для более объективной оценки стиля воспитания  Монтессори – педагог группы «Вместе с мамой» ведёт наблюдения по разработанным параметрам ( к примеру, поведение в процессе занятий, насколько мама слышит педагога, насколько готова принимать принципы Монтессори-педагогики и старается ли придерживаться на практике, рефлексия мамы и т.п.). Следующим этапом идет беседа с психологом и руководителем центра – такая форма работы Центру дает возможность более близкого знакомства с семьей, родителям – принять обдуманное и осознанное решение. А это в дальнейшей работе обеспечивает взаимопонимание и удовлетворённость друг другом.

 

  • Родительские собрания. Собрания не должны ограничиваться преимущественно организационными вопросами, всегда должна включать методическую часть, к примеру, ближе познакомить родителей с Монтессори-средой, рассказать об особенностях освоения тех или иных навыков по монтессори-методу, осветить воспитательные вопросы и многое-многое другое. Именно это и создаёт у родителей высокую мотивацию посещения собраний. Каждое собрание готовится всеми сотрудниками группы очень тщательно – выверяется актуальность методической части, её своевременность и необходимость для родителя, из сотрудников назначается ответственный за определенную часть собрания.

 

Родительские собрания

 

  • Плановые индивидуальные встречи с Монтессори-педагогом (воспитателем)

 для этих встреч разработана схема, которой пользуется педагог при подготовке к встрече и её ведении.  Данная форма работы позволяет установить с родителями отношения, основанные на взаимном уважении, доверии. По опыту центра, - это один из самых действенных методов, позволяющих родителю и педагогу выстроить единый путь к решению вопросов, связанных с ребенком.

 

 

Родителя надо растить и воспитывать

 

  • Анкетирование – очень распространенная форма работы с родителями детского сада, причём ежегодно мы изменяем, дополняем содержание анкет. Вопросы анкет касаются всех аспектов функционирования организации. Анализ результатов анкетирования позволяет найти точки роста каждому сотруднику Центра, выявить проблемы или успехи работы, как каждого сотрудника, так и организации в целом. Постоянная осведомлённость центра степенью удовлетворённости родителей позволяет держать верный курс, выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

Надо отметить достаточную откровенность и искренность ответов – это говорит о доверии родителей к организации (они уверенны, что все их мысли и предложения будут услышаны).

По результатам анкетирования обязательно проводится родительское собрание, где мы зачитываем пожелания и объясняем свои намерения по каждому из них ( что мы можем претворить в жизнь и когда собираемся это сделать; а что - не имеем возможности и по каким причинам).

  • Работа психологической службы.
    • «Родительская школа» для родителей детского сада  - это уже  циклвзаимосвязанных семинаров и тренингов по позитивному воспитанию, а не частичное знакомство с темой. Здесь чрезвычайно важным становится именно система посещения.  «Родительская школа» для родителей детского сада совершенно бесплатна. По актуальности проблемы либо по запросам родителей проходят лекции с психологом центра или приглашенными специалистами. В конце каждого учебного года проводится анализ эффективности работы психологической службы с точки зрения практического значения для родителей, причём эта оценка включает и подробное анкетирование родителей по этому вопросу. И уже на основе анализа составляется календарно – тематический план работы СПС на будущий год.
    • Индивидуальные консультации с психологом Центра.
    • Рекомендованная литература по системе М.Монтессори, психологическая литература, литература для детей.Родители имеют возможность приобрести литературу, рекомендованную психологами Центра.

-Спасибо за возможность познавать новое. Читая книгу за книгой, чувствуешь, как становишься уверенней и спокойнее. Книга «Как вырастить ребенка счастливым» Ж.Лендлофф перевернула во мне многое. «Как любить ребенка» Я.Корчака – тоже важная в моей жизни книга. А детские книги, которые мы приобрели с Вашей помощью окунули всю нашу семью в доброе детство! :)

  • Оформление информационных стендов. Как важно родителю быть в курсе всего происходящего с ребёнком в детском саду. Наши информационные доски ежедневно обновляются и максимально подробно освещают все моменты пребывания ребёнка в саду. Плотное информирование родителя – один из принципов нашего учреждения и способ включить родителя в процесс. Информационная  доска – один из эффективных способов. Фотоаппарат для некоторых воспитателей является хорошим подспорьем в этом. Фото готовы уже к вечеру с помощью работы администратора центра. Самая живая страничка на этом стенде – страничка, посвящённая кругу: ….  Всегда интересно почитать «свежие» рекомендации психолога, узнать о работе музыкального работника и т.д. Афоризмы о детях - еще один маленький путь вдохновения для родителя.

 

Оформление информационных стендов детского развивающего центра Монтессори

 

  • Сайт Центра помогает родителям быть в курсе событий жизни Центра.
  • Совместные праздники и мероприятия. Последний пункт в списке, но далеко не последний по важности. Передать тот феноменальный эффект, который производит на родителя этот момент, можно только с их слов.

 

Совместные праздники и мероприятия

 

 

Те же формы работы используются и родителями школы. Программа работы с ними учитывает  уровень их подготовленности (ведь это уже родители, прошедшие все этапы сотрудничества с Центром: Монтессори-занятия «Вместе с мамой», группы Монтессори-среды для детей от 3 до 7 лет, Детский Монтессори-сад).

 

Совместные праздники и мероприятия

 

На наш взгляд, выстроенная преемственность, когда семья имеет возможность сотрудничества с Центром почти с самого рождения ребенка, позволяет достигать максимальных результатов работы.
 
http://www.montessori-press.ru/pedagogam/master-klass/-roditelja-nado-rastit-i-vospityvat.html
вернуться на главную