Особенности занятий
Деятельность реализует ООО РБМЦ "Вершина"
Особенности Монтессори-среды 3-7
Монтессори-среда отвечает основным принципам, среди которых – простота, доступность, наглядность, возможность самостоятельного контроля ошибок, безопасность. Так, даже малыши-трехлетки, приходящие на занятия без мам, могут свободно достать с полки любой материал – это либо подносик с удобными ручками, либо отдельные предметы, которые всегда может взять и нести малыш.
В каждом Монтессори материале заложена прямая цель и всегда есть много косвенных задач. Зачастую в развивающих игрушках присутствуют две-три основных задачи: подбери по цвету, форме, размеру одновременно. Однако такой подход сложен для ребенка, может отпугнуть его и лишить уверенности в своей успешности.
Монтессори-метод учитывает все возрастные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления детей, именно поэтому построен на постепенном, пошаговом усложнении задач.
Рассмотрим на примере: просто ли малышу самостоятельно застегнуть пуговки на рубашке? Да почти невозможно! А теперь представьте: пуговицы размером с пятирублевую монету – их удобно захватить еще не ловкими пальчиками, и за консультантом по системе Монтессори пошагово расстегнуть и застегнуть четыре пуговки на большой и удобной рамке-застежке (специальный Монтессори-материал, обучающий ребёнка навыку расстегивания-застёгивания пуговиц). Видели бы вы счастливые глазки малыша, который с восьмой попытки добивается успеха! Позже он возьмет рамку с пуговками помельче – усложнение задачи, потом еще мельче, и вот – ура! – он сам застегнул свою рубашку! И самое главное в этом – даже не то, что малыш овладел навыком, важнее нарастающее чувство самостоятельности и автономности от взрослого, приобретение уверенности в собственных силах, чувства "я могу"!
А как насчет четырехлетнего малыша, который (которая) спокойно и уверенно обходится с утюгом, проглаживая в классе салфетки, которые ребята используют и даже стирают на занятии?
А вот пример совсем из другой сферы, из математики. Всем деткам нравится строить. Вот и наши малыши часто берут штанги, которые лежат в зоне математики (счет до 10) и для удобства счета раскрашены в два цвета. Можно их считать, можно сравнивать, можно строить.
Вот строим, мы строим что-то, и вдруг к малышу 4-5 лет приходит озарение: штанга шесть – это три, и еще три! Так, с помощью простых и наглядных штанг, в совсем юном возрасте наши детки усваивают состав числа, с которым часто бывает столько проблем в школе…
Для ребят постарше усложняются и задачи. Как, например, сосчитать пример на сложение из трех, четырехзначных чисел?
Думаете, надо изучать математику несколько лет? В Монтессори-среде это делают детки с помощью специальных карт – это цифры, записанные по разрядам, до тысяч. Знаешь, как сложить три и четыре – значит, сможешь сложить и 3 и 4 тысячи. Не знаешь – пойди к «золотому» материалу и набери эти тысячи в поднос, и все получится.
Почти в каждом материале Монтессори возможен самостоятельный контроль ошибок. Таково их устройство.
Вам сразу видно расстегнутую пуговку? Ребенку – нет. Поэтому специалист раннего детства в конце презентации материала показывает малышу, как можно раздвинуть ручками полочки рамки-застежки, чтобы увидеть, все ли пуговицы застегнуты. Позже ребенок делает это сам.
Строим «коричневую лестницу» - самой тонкой призмой всегда можно проверить, правильно ли мы построили.
У всех материалов по подбору пары есть цветные меточки, помогающие ребенку увидеть, правильно ли он подобрал пары. Насколько это важно ребенку? Вспомните ощущения школьной контрольной. Ошибка, обнаруженная учителем – помните ощущение? А ошибка, увиденная вами самими при проверке своей работы? Совсем другое…
Мы учим малышей ровному отношению к ошибкам. Отношению, когда малыш видит не только то, что именно он сделал не так, но и что нужно, чтобы это исправить. И он пробует снова. И рано или поздно добивается успеха – а это так важно в формировании позитивной самооценки ребёнка. Этот принцип используется не только в сенсорных материалах. Старшие дети, занимающиеся чтением или математикой, тоже сами проверяют себя проверочными картами (чтение) или таблицами (математика).
Как же можно уместить такие разные материалы в одном классе? Об этом подумала еще сама Мария Монтессори более 100 лет назад.
Монтессори-среда от 3-х до 6 лет имеет четкую логику построения, содержит все необходимые материалы, отвечающие потребностям детей этого возраста, и состоит из следующих областей развития:
Упражнения практической жизни
Упражнения практической жизни имеют особое значение для маленьких детей. В зоне УПЖ расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Условием подбора материалов является ясное понимание ребенком цели своей деятельности. Ребенок учится самостоятельно одеваться (используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки)); аккуратно пересыпать и переливать, мыть посуду, зеркала, стирать и гладить настоящим утюгом, делать салаты (чистить, резать, тереть овощи), колоть орехи, резать хлеб, даже чистить обувь и полировать серебро.
Овладение навыками практической жизни дает ребенку возможность быть самостоятельным и независимым, приносит ему большую радость и глубокое удовлетворение от собственной деятельности, развивает уверенность в себе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
- способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
- развивают чувство ответственности, умение доводить начатое до конца;
- координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
- приобретая навыки практической повседневной деятельности, дети развивают внимание и способность концентрированно работать;
- В процессе этой деятельности дети учатся самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т.д.).
Они учатся заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором находятся (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.), а также выполняют комплекс специальных упражнений на развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
Зона сенсорного развития
Значение сенсорного развития в этом возрасте огромно. В этой области малыш учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение (цветные таблички, материалы для различения размеров и формы и т.д.), осязание (доски для ощупывания, набор лоскутков тканей и др.), вкус (вкусовые баночки и др.), обоняние (коробочки с запахами и др.), слух (шумящие коробочки, звоночки, музыкальные инструменты и т.д.), а также, имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, развить мускульную память.
Развитые до совершенства умения осознанно воспринимать подобные ощущения дают возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Математические представления
Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок освоил порядковый счет в пределах 1000, познакомился с математическими символами (цифрами), научился сопоставлять количество и символы, получил представление о десятичной системе и разрядах, научился выполнять математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление с четырехзначными числами, познакомился с квадратом числа, с дробями и действиями с ними. Но сколько из всего перечисленного освоит ребёнок, находясь в Монтессори среде, зависит от его индивидуального темпа познания. Специалист раннего детства никогда не будет подгонять ребёнка, стремясь "дать" как можно раньше и как можно больше, главное - сохранить у малыша удовольствие от обучения!
Зона развития языка
Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению и т.д. Здесь ребенок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами и освоить их написание.
Обучение написанию букв достаточно длительный процесс: обводя пальчиком шершавые буквы, сначала ребёнок пишет их на манной крупе, позже - на доске мелом, далее – простым карандашом и, наконец, ручкой. И это принципиально важный момент! Чтобы понять, почему именно так, достаточно вспомнить собственные ощущения в момент, когда написано уже столько текста в тетради и вдруг - помарка! которую уже невозможно устранить, так как след от шариковой ручки не поддаётся устранению – и вот такая длительная трудоёмкая работа испорчена всего лишь парой помарок! Так легко исправить ошибку, когда пишешь на манке - нужно лишь встряхнуть её; также легко стереть влажной тряпочкой мел или простой карандаш ластиком.
Возможность легко и быстро исправить ошибку создаёт у ребёнка ресурс для работы, исключает появление чувства неудачи и собственной неуспешности. Это и есть одно из составляющих формирования позитивной самооценки.
Зона космоса
Космос с точки зрения Марии Монтессори – вся окружающая нас Вселенная. В этой зоне малыш может научиться отличать живую природу от неживой, насекомых от паукообразных, домашних животных от диких; узнает, что находится внутри человека и послушает в фонендоскоп своё сердечко, проведет самые настоящие опыты, чтобы понять, что камень или металл – тонет, а дерево – нет, но зато оно горит! Соберет из пазлов карту мира, попробует запустить вулкан или горную речку. И главное, что дает ребенку работа в этой зоне – понятие о том, что все в мире взаимосвязано и у каждого живого существа в мире есть своя роль. Много материалов может быть в зоне космоса – она очень подвижна в комплектации. Количество и содержание материалов зоны космоса определяет специалист раннего детства для каждой группы, основываясь на интересах детей, посещающих занятия.
О важности этого этапа
Много чего может дать ребёнку посещение Монтессори класса, но результат напрямую зависит не только от систематичности и продолжительности посещения занятий, но и от «включённости» родителей в процесс сотрудничества с психологом-консультантом. Помня о том, что приоритетной задачей системы Монтессори является личностное развитие ребёнка, сложно переоценить важность участия родителей в этом процессе!
Монтессори метод, выстроенный по очень определённым и чётким принципам, позволяет раскрыть индивидуальность ребёнка, лучше понять его особенности, подобрать «индивидуальный» ключик к взаимодействию, тем самым сохранив и укрепив в нём ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ!
Ребенок, посещающий занятия в Монтессори-среде, социально адаптирован. Он независим от чужого мнения и инициативен, усидчив и трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства. Ему не нужны указания извне, оценка или строгий контроль. У него сформирована самодисциплина и осознанное послушание. Он способен делать выбор и нести за него ответственность.
У него присутствует устойчивый интерес к занятиям и хорошо сформированные навыки самостоятельной работы. Он хорошо концентрируется, занимаясь с материалами в классе, и стремится много узнать и много успеть. Он пытлив и любознателен: Монтессори-среда побуждала его задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
У него есть необходимые знания, как об окружающем мире, так и о самом себе, с таким "багажом" можно смело вступать в новый этап - мир, под названием "Школа"!