Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

Ручной годовасик

Как отучить малыша от рук.


    Анастасия Пащенко, психолог 
Портал Владмама



http://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/1257838895_na_rukah2.jpg
Что делать, если малыш-годовасик настолько привык к маминым рукам, что не готов с ними расстаться ни днем, ни ночью? Ответ прост – поизучать опыт других мам. Ведь с этой проблемой сталкивались уже многие и многие мамы.

 

Самые распространенные способы, проверенные многими людьми в течение многих лет, достаточно просты, легко выполнимы и при этом очень эффективны.
 

 

Как решить проблему “рук”?

 

- Играйте с ребенком в "ку-ку", прятки. Поначалу просто закрывайте себе лицо руками, затем платком или тоненькой пеленкой. Так у ребенка формируется способность представлять, что хотя мамы "не видно", но она все-таки рядом. Позднее, при игре в "прятки" поддерживайте с малышом контакт голосом. Это позволит ей или ему понять причинно-следственную связь, усвоить постоянство предметов. Со временем, можно накрывать лицо ребенка тонким платком, спрашивать, “А где же наш малыш, куда спрятался?” и затем радостно сдергивать его, или стимулировать, чтобы платок убирал сам ребенок. 
 

- Всегда предупреждайте ребенка, если собираетесь "исчезнуть" в другую комнату, отлучаясь, поддерживайте с ним постоянный голосовой контакт, не прекращайте разговор ни на секунду: "Мама пошла на кухню. Пока! Вот я иду, сейчас вернусь! Мама идет! Все хорошо", и т.п. Возвращаясь, не забудьте похвалить малыша за терпение (даже, если первое время это будет совершенно не так): "Ты такая молодец! Совсем чуть-чуть огорчилась, пока мамы не было! Потерпела! Вот спасибо! (Тихонечко посидела, пока мама своими делами занималась, и т.п.)" 
 

- Еще некоторое время, месяцев 6-8, малышу будет необходимо находиться рядом с мамой в плотном контакте. Примите это как данность. Я прекрасно могу понять, как мама любую маму, что это значит - постоянно таскать на руках годовасика. Однако, чем меньше Вы будете раздражаться и сердиться по поводу этой реальности, тем меньшее напряжение будет передаваться вашему малышу, и, соответственно, тем меньше он будет протестовать и требовать этого внимания. Помните, что это процесс постепенный! "Облегчить себе жизнь" можно следующим способом. Время от времени спускайте свое сокровище с рук, усаживайте рядом с собой. Увлекайте какими-то "интересными" и сравнительно безопасными предметами. Это могут быть кастрюли, поварешки, тазики-миски, пустые бутылки от шампуня, телефон (отключенный, а если сотовый, то без батареи), неработающая клавиатура от компьютера, пустые коробки, и т.д. и т.п. Покажите ребенку, что можно делать с тем или иным предметом. И пусть то время, которое она или он проведет вне Ваших рук, будет, поначалу, совсем кратким, все равно, непременно хвалите малыша за то, что он сам поиграл. Постоянно разговаривайте с ним, называйте свои действия, акцентируйте внимание на том, что вы рядом, чтобы ребенок вас видел и слышал. " Ты такая молодец! Сама целую минуточку играла, а мама столько дел успела сделать! (пусть это и не так) Вот спасибо тебе!" 
 

У здорового ребенка в возрасте 10 – 12 месяцев концентрация внимания очень непродолжительная, буквально 2-3 минуты максимум. Малыш и не должен уметь сам себя занимать. Это придет гораздо позже! И если существуют в мире малыши 11 месяцев, которые чрезвычайно привязаны к своим матерям, и при этом способны спокойно, по полчаса или больше, увлеченно играть в игрушки и не требовать маминого внимания, то это большая редкость! 
 

Выясните, в чем причина?

В те дни, когда потребность быть с вами в постоянном контакте с Вами особо остро выражается, попробуйте выяснить, в чем причина? Может ребенок плохо себя чувствует, может обстановка в доме стала несколько напряженнее, может Вы поторопились с "отделением" и т.п. Устраняйте, в первую очередь, причину такого поведения, а не ее следствие. И, конечно же, дайте своему малышу или малышке "насладиться" контактом с Вами. Это позволит ему снова ощутить стабильность своего положения, успокоиться. 
 

Потребность постоянно спать у мамы на руках может быть следствием повышенной привязанности. Однако, очень часто бывают ситуации, когда ребенок испытывает дискомфорт, лежа в кроватке, вследствие физиологических особенностей. Например, это может быть совершенно незаметные для мамы компрессии шейных позвонков или в тазовой области, которые чрезвычайно распространены у детей, особенно в тот период, когда они учатся ходить и часто ударяются головой и падают на попку. Обязательно проконсультируйтесь у мануального терапевта по этому вопросу. Также может мешать даже едва уловимый особенный запах в кроватке или текстура постельного белья. Если же все в этом аспекте окажется в порядке, то для корректировки рекомендаций, нужно будет уточнить два вопроса: продолжается ли период кормления дочери грудью, практикуете ли совместный сон?
 

Помогите быть самостоятельным – без опасности

 

К 10 - 12 месяцам все малыши ша малышка уже стремится к самостоятельности: поэтому ее интересуют все запретные предметы и места! Ваша основная задача - создать вокруг нее относительно безопасную обстановку. А также совместно исследуйте то, что опасно. Дети, примерно до младшего школьного возраста воспринимают мир, в первую очередь, на чувственном уровне. Так дайте малышу возможность почувствовать, воздействуйте на него на эмоциональном уровне. Например, можно поднести на безопасное расстояние ручку ребенка к горячей кастрюле, так, чтобы ощущалось тепло, исходящее от нее: "Горячо, ай! Опасно!", и т.п. Ребенок заинтересовался, к примеру, вилкой. Можно дать потрогать острый конец зубьев: "Острый, колет! Осторожно!" Впоследствии, когда ребенок потянется к ножницам, ножу или иголке, ощущение острого уже будет надежно зафиксировано на чувственном уровне. 
 

Когда безопасности ребенка ничего не угрожает, а собственно угроза исходит от ребенка запретному предмету, перенаправьте интерес малышки. Например: "Этот телефон брать нельзя, на тебе другой". Это правило актуально для всех запретов. Всегда предлагайте ребенку альтернативу, когда приходится что-то запрещать! В жизни ребенка должны быть запреты, это важно не только для его безопасности, но и для полноценного развития личности. 
 

У малышей слабо развита произвольность поведения, зато эмоции очень яркие, поэтому они так бурно реагируют на запреты. Альтернатива помогает справиться с этим! Будьте уверены в своей правоте, главное - последовательность требований родителей. Вместо прямых запретов: "Нельзя!", "Не трогай!", "Не лезь!" и т.п. более эффективно сказать: "Сейчас ты это брать не будешь. Можно взять вот это! Давай вместе посмотрим". Подробнее про "стратегию и тактику" безболезненных для ребенка запретов можно прочитать здесь: http://vladmama.ru/index.php?newsid=1256535538
 

     Ребенок бьет вас? Не позволяйте!

 

Не позволяйте малышу-годовасику бить или царапать Вас или кого бы то ни было. И не нужно это терпеть, типа, она маленькая, ничего серьезного взрослому не причинит. И уж тем более совершенно недопустимо смеяться и умиляться такому поведению малышки: "Такая малявка, а руки распускает". Остановите замахнувшуюся ручку. Спокойно, но твердо скажите, например: " Я вижу, что ты расстроилась (злишься, сердишься и т.п.). Но бить маму нельзя, маме больно! Хочешь постучать рукой? Можно постучать вот здесь (или поцарапать вот это) и т.д." В отношении этого вопроса у всех членов семьи должны быть согласованные действия. 
 

А еще, никогда не предлагайте ребенку то, что впоследствии придется запретить. Поясню примером. Одна мама строго-настрого запрещала бабушке ставить восьмимесячного сына на подоконник, чтобы посмотреть в окошко. Аргументы бабушки: "Да я же его крепко держу, он сам еще не ходит, окно закрыто и т.п.", - решительно отвергались. Главный довод этой мамы: "А как я ему потом, когда он сам захочет залазить на окно, объясню, почему еще вчера было можно, а сегодня - уже нельзя". 
 

Годовасик и посторонние

 

Ребенку в возрасте 11 месяцев свойственно бояться и негативно относиться к посторонним людям (и даже к бабушкам или папе, то есть к тем, кто хоть и родной, но проводит с ним гораздо меньше времени). Ваше спокойствие в такие моменты, доброжелательное настроение поможет ей или ему понять, что находящийся рядом человек также хороший, как и Вы, и что с ним можно много чем интересным и приятным заняться. Не настаивайте, если ребнок отказывается идти на руки к другому взрослому, когда рядом находитесь Вы. Не стоит его оставлять, в наказание, в кроватке и т.п., когда малыш протестует. Это только утвердит его во мнении, что посторонний покушается на его собственность, то есть на Вас. Находите совместные занятия, когда и она, и Вы, и, например, папа заняты чем-то вместе, и в те моменты, когда малыш особенно увлечен игрой, можно, на несколько минут, выходить из комнаты, и первое время немедленно, а затем и не так поспешно, возвращаться при признаках недовольства у ребенка Вашим отсутствием. Во многих семьях это успешнее всего удается реализовать, когда ребенок купается в ванной. Папа остается с малышом, а мама ненадолго уходит. 
 

Как облегчить мамину ношу?

 

Освободить руки и облегчить нагрузку на спину многим мамам помогает использование слинга и его различных вариаций, либо рюкзачков кенгуру или Эрго-бэби. 

 

По опыту Монтессори-центра "Вершина", в котором я работаю, многим детям посещение групп развития "Вместе с мамой" помогает успешно и безболезненно адаптироваться в социуме в этом возрасте, "отпустить" маму. Ребенок, во-первых, занят интересными для себя делами (Монтессори-среда полностью удовлетворяет познавательные потребности ребенка), во-вторых, мама находится рядом, и, в-третьих, занятие ведет детский психолог-практик, который всегда готов подсказать маме, как эффективнее взаимодействовать с малышом, исходя из конкретных наблюдений за ребенком в реальной ситуации. Такого максимально близкого контакта невозможно достичь даже в процессе очной консультации для родителей и ребенка этого возраста (вернее этот процесс может занять гораздо больше времени, чем на занятии). И еще одна значимая особенность Монтессори-занятий в том, что в группе одновременно находятся дети разных возрастов (от 1 месяца до 3 лет), с разным уровнем адаптации, разным темпераментом, разными отношениями с мамой.

 

Подробнее узнать о занятиях можно на нашем сайте в разделах 0-1, Я сам (Тоддлер), а также у администратора Центра по телефону: 231-30-78.

Удачи Вам!

http://vladmama.ru/index.php?newsid=1257839036

вернуться на главную