Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

Детское воровство

Психолог ДРЦ Монтессори "Вершина",

Ворожбит Натэлла Багировна

 

                   Причины детского воровства

 «Леночка стала брать чужие вещи. Из дома в садик уносит мои украшения, а из садика домой несет игрушки, заколки, а иногда и  вещи своих подруг» - краснея,  рассказывают родители пятилетней девочки. «Боимся в гости ходить,  и к себе  никого не приглашаем – вдруг что-нибудь утащит. Позор-то,  какой!».

Воровство выделяется среди детских проблем тем, что родители обычно очень негативно настроены: стыдятся,  избегают огласки,  обвиняют себя, иногда жестоко наказывают ребенка.  

 

детское воровствоЧто же толкает дошкольников на воровство?

1. Малыши в этом возрасте еще не всегда могут сознательно контролировать свое поведение и поэтому они действуют под влиянием сиюминутного порыва.  

 Макар (4 года) обычно сдерживал свое обещание, договариваясь о чем-то с родителями. Но когда остался один дома на 15 минут,  достал из шкафа коробку конфет, которую приготовили к приезду бабушки,  и съел ее.

2. Дети осознают свое существование  «здесь-и-сейчас» и  пока не вполне понимают временные перспективы. Кроме того, умение дошколят эмоционально предвосхищать последствия своих поступков не сформировалось полностью. Поэтому они часто ведут себя, с точки зрения взрослых,  наивно: берут чужое в ситуациях, когда понятно, что поймают.

 Кира (5 лет) с мамой была в гостях. Воспользовавшись минуткой, когда взрослые готовили на кухне чай, девочка  взяла со шкафа коллекционную куклу и спрятала ее в мамино пальто. Виновник пропажи игрушки был очевиден.

3. Не все дети этого возраста  способны быстро усвоить такие  абстрактные понятия, как «мое», «твое», «чужое» и т.д.

4. Малыши иногда воруют, чтобы сделать подарок любимым и близким людям: родителям, бабушке с дедушкой, подруге, маленькому братику и т.д.

детское воровство Маша (4 года) узнала, что у воспитательницы завтра день рождения. Девочка вынесла из дома золотой браслет своей бабушки и папин телефон, чтобы сделать подарок любимому педагогу.

5. При помощи присвоенной вещи дети иногда привлекают к себе внимание сверстников и самоутверждаются.

Максим (6 лет) принес в садик кошелек с большой суммой денег и хвастал перед детьми, что теперь сможет купить любые сладости и игрушки.

6. Желание расквитаться с обидчиком тоже может стать причиной воровства.

 Саша (5 лет) взяла  любимую футболку старшего брата и спрятала ее среди вещей родителей. Этой ситуации предшествовал серьезный конфликт между братом и сестрой.

 

Умение самостоятельно контролировать свое поведение обычно формируется к 6-7 годам. Именно к  этому возрасту очень важно помочь  ребенку  усвоить и принять систему ценностей, характерную для мира взрослых.

 

Если эта задача не решена родителями и педагогами в дошкольном детстве, то воровство, как способ удовлетворения своих потребностей, часто закрепляется и в последующем становится уже осознанным выбором.

 

Ошибки воспитания.

 

Воспитание в стиле «кумир семьи» и вседозволенность создает у ребенка иллюзию, что он может получить все, стоит только захотеть.  Поскольку в его жизненном опыте  нет или мало ситуаций ограничения, ребенок искренне не понимает, почему нельзя брать то, что ему хочется, даже если эта вещь принадлежит другому.  По этой же причине малыш эмоционально остро переживает отказ или отсрочку исполнения желаний.

 

Воспитание, основанное на недоверии ребенку и, как следствие, полный контроль его жизни.   Такой стиль взаимоотношений  вызывает у детей  сопротивление на любые  воспитательные действия родителей и ответное недоверие им. Ребенок начинает  уже втайне от взрослых удовлетворять свои потребности доступным ему способом.

 

Воспитательная неуверенность родителей часто приводит к потере логики и последовательности в их действиях. Такие мамы и папы не дают малышу четких ориентиров и границ: в одной ситуации воровства ребенок сталкивается с неприятными последствиями своего поступка, а в другой – ему все «сходит с рук». Таким образом,  нравственные нормы не вполне усваиваются, а нравственные  привычки плохо формируются и закрепляются.

 

Отсутствие единого стиля воспитания и единой системы требований в семье, как и в предыдущем случае, осложняет ребенку процесс понимания и принятия моральных норм.  Например,  мама и папа считают недопустимым брать чужие вещи, а бабушки и дедушки прощают такие «шалости» любимому чаду и скрывают его поступки от родителей.

 

Взрослые в семье не всегда руководствуются общепринятой системой ценностейРодители побуждают ребенка не брать чужого, но сами этому  правилу  не следуют. Например,  бичом российских компаний является использование сотрудниками своего положения в личных целях. Разговоры по телефону,  использование интернета,   расходных материалов и т.д. для своих нужд  тоже являются воровством. А ведь сотрудники компаний, в большинстве своем,  чьи-то мамы и папы. Принося с работы, что «плохо лежит» и,  обсуждая это между собой, родители формируют у ребенка «двойную мораль».

 

В Монтессори подходе родители и педагоги никогда не используют наказания детей, в том числе и для коррекции воровства. Любое неверное поведение ребенка – это следствие воспитательных ошибок родителей, бабушек и дедушек. Несправедливо наказывать малыша за ошибки взрослых, тем более что жестокость только ухудшит ситуацию.

 

Мы рекомендуем родителям вместе с психологом выявить истинные причины воровства и, пользуясь профессиональной поддержкой, сформировать у ребенка уважение к чужой собственности.

вернуться на главную