Тел.:(423) 2-500-212

МОНТЕССОРИ-МЕТОД

Помоги мне это сделать самому


 Мария Монтессори    Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.
М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу. Монтессори-занятие
Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной-доктором медицины. Она создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разработала дидактический материал. Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. И когда на олимпиаде в Риме в 1900 году воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению – это стало настоящей сенсацией! Легендарны слова М. Монтессори:    «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!» И Мария Монтессори начинает работать с обычными детьми. Стремясь опереться на современные научные знания, она поступает на философский факультет, изучает труды французских ученых - Сегена, Итара, ведет переписку с детским психологом Анной Фрейд, Мария Монтессори с ребенкомработает с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и др.
 М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды- промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах М. Монтессори вы можете познакомиться и с другими сензитивными периодами.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, НО может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ

Основные принципы Монтессори-системы   Как реализовать Чего достигаем,
соблюдая их
 

   Педагогические принципы

 СВОБОДА ВЫБОРА  Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

 В результате ситуации выбора

  • ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
  •  учится делать выбор;
  • учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
  • свобода выбора  формирует в ребенке инициативность;
  • наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
     

 НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ

    Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.
    Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
  • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

 КОНТРОЛЬ ОШИБОК

 В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

  • формирование адекватной самооценки;
  •  развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
  • самоконтроль;
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

 МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

 Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

  • максимально быстрое и эффективное усвоение задач  материала ребенком;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие точности восприятия;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
  • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

 НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ

 Соблюдение правил:
- Убери за собой;
- Работа на ковриках;
- По классу передвигаемся тихо;
-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого        и др.

  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение рационально использовать пространство;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.


Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

 РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ

 Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
Подключать детей друг к другу:  в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

  • Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
  • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
  • формируется чувство взаимопомощи;
  • младшие имеют возможность учиться у старших;
  • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве  собственной значимости, формируется чувство ответственности.

 ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.


Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

 Такой вид работы способствует:

  •  развитию уверенности в себе, самостоятельности;
  • удовлетворению  потребности в чувстве собственной значимости;
  • развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
  • умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • профилактике страха публичных выступлений;
  • развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
  • умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

   Психологические принципы

 НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО,   ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ

 Помоги мне это сделать самому!
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.

  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность,
  • решительность;
  • более интенсивное овладение   и усвоение различных навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • удовлетворение потребности во взрослении.

 ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО

 Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные чувства.
Научить ребенка самого адекватно  оценивать собственную деятельность.

  •  независимость от чьей-либо оценки;
  • формирование позитивного образа «Я»;
  • уверенность в себе;
  • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
  • ребенок работает с материалами  только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

 ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА

 Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

  •  формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность;
  • уверенность в себе.

         Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности,  мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!