Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

Выпускники владивостокской Монтессори-школы впервые приняли участие в Летней школе развития «НооГен»

11.09.2015 12:00

В этом году выпускники владивостокской монтессори-школы впервые съездили в Летнюю школу развития «НооГен», куда их давно приглашали. Эта удивительная летняя школа приглашает участников каждое лето и зиму вот уже двенадцать лет. Разные места – Байкал, Русский Север, Алтай, Монголия – это те удивительные места, на фоне которых проходят не менее удивительные мероприятия школы. Хорошо слаженная команда взрослых, среди которых специалисты из разных сфер деятельности, и не менее слаженная команда подростков, многие из которых ездят в ЛШНГ из года в год, обеспечивают глубокое содержательное наполнение каждого дня школы, где даже специально запланированное свободное время дает дополнительную возможность детям для самовыражения.

Дни наши были насыщены до предела.

Темой ЛШНГ-2015 стало «Творчество как возможность». И возможностей для творческой деятельности было предостаточно. Мы встречали рассвет песней, разучивали песни в группах…

А потом исполняли их на общем костре и таким образом сонастраивались друг с другом, собирались в беседках по интересам, ходили на увлекательнейшие тренинги креативности, ребята самостоятельно организовывали концерты, участие взрослых в которых было лишь в качестве исполнителей. Однако всё это было разминкой перед более сложными и глубокими задачами.

Одной из основных особенностей НооГена (кстати, это слово расшифровывается как «разум порождающий») является решение ноогеновских задач, специально составляемых для каждой летней школы. Эти задачи, как правило, подразумевают построение мира, в котором действуют совершенно отличные от привычного нам мира правила и законы. Они не имеют однозначного решения и позволяют в полной мере применить логические, творческие и креативные способности. Одной из наших задач была задача на построение плоского мира, творец которого часто шутит и сворачивает плоскость мира разными способами. Невероятно увлекательно было не только представить и нарисовать этот необычный мир, но и вполне всерьез просчитать как жители такого мира могут заметить и учесть в своей жизни происходящие с миром изменения. Может задача и звучит сложно, но дети от семи (самому младшему участнику ЛШНГ-2015 было семь лет) до семнадцати лет размышляли, спорили и делились своими выводами друг с другом на достойном интеллектуальном уровне.

Не менее увлекательной оказалась задача о возможностях, в процессе решения которой мы размышляли о том, что есть возможность, как и чем её можно измерить, придумывали мир, в котором возможности, если ими не пользуются, каждый год уменьшаются вдвое. Привлекательная «обёртка» задачи позволила привлечь всех от мала до велика к её решению, а серьёзное содержание дало основательный повод подумать и о своих личных возможностях и путях их использования.

Кроме решения ноогеновских задач, задействовать свой интеллект можно было на разнообразных творческих пробах. Выбор их был широк – от математической интуиции и создания визуальных миров до написания остроумных стихотворных форм, разбора литературных текстов и написания текстов собственных. Некоторые пробы вылились в мастерские, на которых уже был принят серьезный вызов создания какого-либо конечного «продукта» - книги стихов, математической картины, книги сказаний, камеры обскуры.

Еще одним сквозным проектом всех летних школ являются полевые исследования. Каждый раз три дня из четырнадцати вся команда взрослых и ребят разбивается на группы, разъезжается в разных направлениях и проводит серьезные исследования. На этот раз таких проектов было предложено шесть:

«Живая и мертвая вода» - исследование состава воды местных озер, в некоторых из которых водится рыба, а в некоторых – нет с конечной целью дать рекомендации местным жителям по ведению хозяйственной деятельности на таких озерах

«Источники силы» - построение действующих моделей гидростанции, ветряка и солнечных батарей и определение наиболее эффективного в данной местности способа производства электроэнергии

«Нити времени» - исследование культуры коренных народов Алтая, проба принять участие в их традиционной деятельности

«Нырни в рельеф» - выдвижение гипотез образования удивительного места Алтая – Кош-Агач, поиски доказательств, подтверждающих ту или иную гипотезу, поиски отложений флоры и фауны третичного периода, поиск и исследование наскальных рисунков – петроглифов

«Философия пейзажа» - написание с натуры панорамы красивейших мест Алтая

«Социальный дизайн» - знакомство с жизнью угасающего алтайского поселка и разработка возможных способов его экономического подъема.

Все полевые исследования проводились с привлечением всех доступных методов и способов решения поставленных задач. Результатами исследований стали вполне серьезные научные статьи, выставка картин, рекомендации всем заинтересованным в результатах исследований лицам. Команды представляли результаты своей работы на общей конференции.

И все, кто выбрал другие исследования, могли ознакомиться с удивительными открытиями, научными, исследовательскими, философскими выводами своих товарищей. Результаты лабораторий были представлены в виде яркого, смешного и оригинального действа, которое понравилось абсолютно всем.

Кроме того у нас была и масса активной деятельности, в ходе которой мы могли испытать свои силы, насладиться красотами Алтая, напитаться силой древней земли.

Все наши походы имели дополнительное содержание, в ходе реализации которого мы могли услышать и понять себя, проникнуться окружающей природой, увидеть её осмысленным взглядом. Даже названия походов говорят сами за себя: «Путешествие героя», «Тренинг охотника», «Путь кочевника», «Ритм». Каждый выбирал путь для себя, и у каждого была возможность попробовать несколько маршрутов.

Все участники школы от мала до велика могли попробовать себя в качестве соавторов школы. Можно было предлагать любые проекты, главное нужно было самостоятельно обеспечить организацию того действа, которое предлагалось. Ребята вели творческие пробы, например, съемку короткометражного фильма, основы фотографии, организовали спартакиаду и концерты.

У каждого была возможность стать полноправным создателем, ведущим и полноценным участником всех процессов.

Важной особенностью летней школы является наличие навигаторских групп и связанной с ними деятельности навигаторов. Навигатором в ЛШНГ называется взрослый, который курирует и плотно сопровождает нахождение в школе небольшой (четыре-шесть человек) группы детей. Деятельность навигатора важна тем, что этот человек может отследить внутренние процессы, происходящие в ходе яркой насыщенной жизни ребёнка в школе, проследить динамику, откорректировать взаимодействие всей команды взрослых с тем или иным ребёнком. Навигатор общается со своей группой детей на регулярных навигаторских встречах, задает вопросы на осознание пережитого опыта, фиксирует важные моменты, отслеживает психическое состояние каждого ребёнка.

Множество традиций, дружеское, открытое общение опытных участников Ноогена, поддержка новичков, яркие, уважительно относящиеся к человеку любого возраста взрослые, многое знающие, умеющие и с охотой готовые поделиться своими знаниями и умениями со всеми желающими, насыщенная интеллектуальными событиями и активной деятельностью жизнь – всё это делает атмосферу Летней школы НооГен настолько неповторимой, что уже на следующий день после окончания школы её участники начинают мечтать о новой встрече, новых событиях, задачах и исследованиях в рамках ЛШНГ.

В заключение хочу привести несколько куплетов из песни, которую мы всей школой, разбившись на группы, писали в последний день (исполняется на мотив песни «Моё сердце» группы «Сплин»):

Если кто-то не знает про сонастройку,

Мы легко сонастроим себя и его.

Про коня ты попробуй песню не спой-ка,

Не оставим в покое мы ни одного.

 

Сонастрой-сонастройка,

Со-со-сонастройка,

Сонастрой-сонастройка,

Сонастроились мы.

Сонастрой-сонастройка,

Со-со-сонастройка,

С сонастройкой легко

Переждем три зимы.

 

Номера набираем мы после сиесты

И после отбоя и после всего.

Сочинить за минуту смогли эту песню,

Получилось не очень, но ничего.

 

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

 

Ровно десять часов мы решали задачу

О возможностях мира и приколах творца

Мы поставили датчик и ввели координаты,

Доложили об этом с выраженьем лица.

 

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

В НооГене это нормально,

В НооГене каждый крут!

 

Обсуждали мы долго на потоках решенье,

Нам казалось, что мы уже дошли до конца.

Целых десять минут мы гордились собою,

Но экспертным советом насмешили творца.

 

И наше сердце остановилось,

Наше сердце замерло.

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

 

Навигатор приходит с плюшками, с соком,

Он читает всем книжки, а дети жуют.

В задушевной беседе часы пролетают,

Соки с плюшками тают, а улыбки цветут.

 

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

 

Навигатор усталый с планерки шагает,

О кровати мечтает, но его дети ждут.

Нужный домик находит и дверь открывает,

И свет он включает, а его дети сплют.

 

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

В НооГене это нормально,

В НооГене так живут!

Мы влились в эту дружную команду, присоединяйтесь к нам!

Выпускники владивостокской Монтессори-школы впервые приняли участие в Летней школе развития «НооГен»
вернуться на главную