Тел.:(423) 2-500-212

Курс на международный уровень

11.11.2016 12:46

Почему в Монтессори-системе надо учиться постоянно?

 

Обучение учителей «Вершины» в Испании на международном курсе.

 

– Если человек думает о качественном внедрении системы Монтессори, он должен постоянно учиться, непрерывно повышая уровень своего профессионального мастерства, причем независимо от количества практического опыта, который он имеет, – рассказывает Татьяна Вышина, руководитель «Вершины». – В нашей компании в первую очередь это решается наличием организованной работы наставничества: фактически ежедневно опытные методист и психолог наблюдают за работой каждого Монтессори-педагога, далее по результатам наблюдений идет индивидуальная работа с каждым, целью которой является постоянная рефлексия педагогом собственной практики, из которой вытекают задачи саморазвития. Такую работу возможно организовать только при наличии в команде опытных и умелых наставников. Когда мы только начинали, собственных наставников еще не было, но, уже тогда понимая необходимость такой работы, мы постоянно приглашали на свою площадку более опытных коллег, регулярно сами выезжали на практику на более опытные площадки для анализа своей деятельности. Работать в одиночку – значит обрекать себя на движение вслепую.

 

Но и этого недостаточно: регулярно педагоги «Вершины» проходят курс повышения квалификации по Монтессори-педагогике, так как содержание качественных курсов изменяется, вбирая в себя все последние исследования в области нейропсихологии, физиологии, психологии. К примеру, только недавно в программе международного курса АМИ «Ассистенты раннего детства» появилась новая часть «Акушерство», в которой подробно рассматриваются этапы развития плода, процесс зачатия, созревания и родов, возможные нарушения в развитии плода и т.д. Когда понимаешь важность перинатального развития ребенка, а именно прямую связь этого этапа с дальнейшим развитием ребенка, необходимость этой части программы сложно переоценить.

 

Чтобы вбирать в себя все знания, связанные с развитием метода, учиться надо часто и много. Отсутствие обучения в течение двух-трех лет может откинуть далеко от современного состояния метода, поэтому, чтобы понять качество работы площадки, можно начать с вопроса: как давно учились те, кто внедряет метод?

 

Есть еще один момент, обусловливающий необходимость обучения. Это та часть компетентного владения методом, которая быстро утрачивается, если человек имеет перерыв в практике, скажем, даже в два года декрета, ну а более длительный перерыв фактически равняет его с новичком. К сожалению, мы вынуждены вновь учить тех, кто вернулся к нам после декретного отпуска, так как, даже если специалист уходил после 3–5 лет работы и демонстрировал высокий уровень профессионального мастерства, возвратившись, он снова нуждается фактически в полноценном стартовом обучении.

 

Что говорить о вдохновении, новом заряде, который дарит каждый курс повышения квалификации – это самое главное, что сподвигает на совершенствование и стремление к развитию! Поэтому постоянное обучение – кредо «Вершины».

 

Совсем недавно учителя нашей Монтессори-школы  вернулись из Испании. Там с июня по август проходил первый этап обучающего курса «Монтессори-педагогика для детей 6–12 лет».

 

Курс состоит из 3 сессий: летом 2017 г. пройдет вторая сессия курса, в 2018 г. – третья, заключительная. По окончании обучения учителя, прошедшие курс, получат AMI-диплом – диплом международного образца, который является абсолютным свидетельством высочайшего качества Монтессори-образования, признаваемым во всём мире.

 

– Международный курс АМI постоянно проходит в разных странах по всему миру, в нем принимают участие педагоги из разных концов света, – продолжает рассказывать Татьяна Вышина. – Международные курсы, как правило, преподаются на английском, что осложняет участие русскоговорящих педагогов, ведь для понимания всех тонкостей метода уровень владения языком слушателей курса должен быть почти абсолютным. Но в этом году численность русской группы позволила организовать качественный перевод с английского, более того, был предложен очень удобный график обучения: летнее время – время каникул. Ну и, конечно, основным фактором стала готовность наших учителей погружаться в новые глубины метода…

 

Знакомство с международным опытом состоялось далеко не впервые… С 2009 года мы активно участвуем в международных конференциях Монтессори-сообщества Азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Корея, Тайвань, Япония и другие страны); европейского Монтессори-сообщества (Германия, Италия, Словакия и др.). В программу конференций обязательно входит посещение Монтессори-школ, с которыми знакомятся участники конференций. С 2012 г. мы и сами являемся организаторами образовательных туров по школам Европы, в которых принимают участие Монтессори-педагоги со всей России, так что мы много видели в плане работы  зарубежных Монтессори школ. Опыт Европы особенно ценен, так как метод Монтессори начал там внедряться гораздо раньше, чем в России.

 

В Испании обучение проходит на базе одной из самых больших и известных школ Европы – «Montessori Palau».

Территория школы – несколько гектаров с бассейнами, собственными садами и фермой. 

 

 

 

 

 

– В курсе приняло участие около 70 человек со всего мира, – рассказывает Мария Лоскутова, Монтессори-учитель школы «Вершина», – русская группа состояла из 15 человек, преимущественно из центральных регионов России…

 

Курс был очень интенсивным: с утра – лекции, после обеда – практика с Монтессори-материалами школьной среды…

 

 

 

Каждую неделю – зачеты про пройденным темам и новые задачи… Конечно, особенно непросто было тем, кто еще не имел практики работы в школе Монтессори, так как освоить такой огромный объем материала, который видишь впервые, понять все задачи его использования, отработать презентации каждого крайне сложно… Помогало то, что ввиду отдаленности от дома удавалось полностью сосредоточиться на обучении.

 

– Основным тренером курса была Key Beker – одна из опытнейших тренеров курса школьной ступени с огромным практическим опытом работы в Монтессори-школах, – продолжает Тамара Агальцова, директор ЧОУ «Школа – детский сад “Вершина Монтессори”», принимавшая участие в международном курсе. – В целом, в мире высокие требования к получению статуса тренера AMI: человек должен иметь большой практический опыт работы, пройти специальное обучение для тренеров, несколько лет тренерского сопровождения… Но, учитывая возраст Key, ее практический опыт в Монтессори позволил сделать курс бездонным в плане глубины понимания.

 

Безусловно, курс и расширил, и углубил понимание как отдельных материалов школьной ступени, так и в целом подхода к выстраиванию школьных Монтессори-процессов. К примеру, было интересно вновь осмыслить, какую роль в формировании представления ребенка о жизни на Земле имеют Большие истории, которые рассказываются новым детям каждый год. Или подробнее поговорить о роли ребенка и взрослого в Монтессори-среде, о свободном выборе детей – насколько это важно, и о том, что не менее важно подготовить детей к социуму и к тем требованиям, которые он предьявляет. Ребенку важно понимать, как ему справиться с решением своих дальнейших задач в обществе, и уметь быстро адаптироваться в новой среде. Было приятно, что отношение к этому у нас и у такого признанного и опытного тренера совпадает.

 

– Мы как участники курса в течение учебного года до следующей сессии должны выполнить огромное количество задач: провести 2–3 недели наблюдения в разных школах, где уже работают педагоги, получившие образование АМИ; подготовить и сдать несколько работ о великих людях, о великих открытиях; подготовить 9 альбомов по разным дисциплинам с описанием презентаций и пошаговыми рисунками-схемами. Несмотря на то что объем этих задач огромен, мы с полной готовностью постепенно выполняем их, так как все они имеют практическую пользу, – рассказывает Тамара Агальцова.

 

– Впереди у наших учителей – практика под руководством практикующего специалиста Монтессори-школы, имеющего международный диплом АМI, – завершает свой рассказ Татьяна Вышина. Найти такого человека непросто, учителей с таким дипломом в России – по пальцам пересчитать, плюс к этому хочется, чтобы у наставника был не меньший опыт работы в школьной ступени, чем у наших учителей, а ведь нашей школе уже восемь лет...

 

Нам было непросто принять решение об участии в международном курсе, прежде всего ввиду его дороговизны и длительности… Ведь помимо оплаты самого обучения, необходимо было включить в бюджет и ежегодные перелеты, и проживание в Испании, и организацию практики в других городах – все это очень дорого, требует сил и времени, но мы приняли это непростое решение. Сейчас, когда наши учителя уже вернулись после первой сессии вдохновленными, мы еще раз убедились в правильности этого решения!

 

Курс на международный уровень
вернуться на главную