В столице Тайваня с 13 по 19 августа прошла первая международная Азиатская Монтессори конференция «Монтессори В и ДЛЯ Азии» (Asian WorldInternational Montessori Conference “Montessori IN and FOR Asia”).
В Тайпей приехали более 200 делегатов из 15 стран (в том числе из Японии и Кореи, Филиппин и Индии, Австралии и Новой Зеландии, Гонконга и Малайзии, а также Канады, США, России и других) чтобы обсудить проблемы и перспективы развития монтессори-движения в азиатском регионе, обменяться опытом, принять участие в мастер-классах.
Российскую делегацию представляли руководитель Монтессори-центра из Владивостока Татьяна Вышина, Президент клуба «Монтессори-сити» Елена Ситина, председатель Межрегиональной Монтессори Ассоциации Надежда Смирнова и редактор нашего журнала Елена Тимошенко.
- Мы рады приветствовать всех гостей нашего форума, - отметил во вступительном слове Джимми По (Jimmy Ching Ho Po), руководитель оргкомитета Конференции.- Это событие очень важно для всех нас. Оно ведет к единению коллег из разных стран и континентов, развитию и продвижению методики Монтессори.
Одна из целей этой конференции - создание Азиатской Монтессори Ассоциации.
- Примерно год назад, находясь в Америке, мы решили: а почему бы не создать азиатскую Монтессори Ассоциацию? – поделилась с нами лидер Монтессори движения в Корее доктор Янг сун Джан ( Young soon Jun). –
Чуть больше года ушло на подготовку. И вот - мы здесь. Эта конференция может стать новым этапом развития Монтесори-движения во всем мире.
Участников форума приветствовала Мерилин Стюарт (MarilynStewart) президент AMS - American Montessori Society.
- В этом году исполняется 25 лет, как наша организация сотрудничает с коллегами из Китая в области образовательной деятельности для детей раннего возраста, - отметила она. – Наше сотрудничество крепнет и развивается. Но многое нам еще предстоит сделать. Например, говорить о развитии личности и самовыражении ребенка невозможно без развития личности взрослого, педагога. И сейчас, наряду с целым рядом проблем, всерьез стала проблема обеспечения качественного Монтессори образования. И в этой связи создание Азиатской Монтессори Ассоциации может стать знаковым событием, которое поможет нашему единению и комплексному решению многих проблем, - отметила она.
О развитии Монтессори движения в Японии и деятельности Института Монтессори (Japan Montessori ResearchInstitute) рассказал Кимитоши Мацюра (Kimitoshi Matsura). И хотя система Монтессори востребована в Японии, доля садов и школ, работающих по этой методике, составляет лишь 1.5% от общего числа образовательных учреждений.
Большой интерес у гостей форума вызвал рассказ о развитии Монтессори-движения в России. В своем выступлении Надежда Смирнова отметила, что сотрудничество России с Европой и Азией поможет установлению мостиков дружбы между Западом и Востоком.
Видеофильм и подробный рассказ о том, как в Монтессори-школе Тайпея (IdealMontessori school) происходит адаптация детей с проблемами в развитии, представила педагог Ю Фен Ву (Yeu Fen Wu).
Выступления, дискуссии, обсуждения на конференции показали, что педагогам из разных стран приходится решать схожие проблемы, будь то работа с родителями, интеграция в группу Монтессори детей с отклонениями в развитии, установление границ и правил, организация среды и свободной деятельности ребенка в группе и др.
Мастер-классы, которые провели Джоан Дик (Joan Deak) (об этапах развития головного мозга, отличиях мозга у мужчин и женщин и др.), Петера Лэрроу ( Peter Larrow) ( о правильно подготовленной среде), Розан Лэрроу (Rosann Larrow) ( о сути метода Монтессори) и другие были с большим интересом восприняты коллегами из разных стран.
После мастер-классов и лекций работа не прекращалась. Инициатива по созданию Азиатской Монтессори Ассоциации была горячо поддержана, создан Оргкомитет по ее созданию. От российской делегации в него вошли Елена Ситина и Надежда Смирнова.
В кулуарах активно велось обсуждение, какое название дать этой международной организации, как будет организована ее работа, что может стать источником ее финансирования и т.д.
Во время конференции работала выставка Монтессори-материалов и развивающих пособий. В ней приняли участие фабрики Nienhuis, Kingka и другие. В Тайване нет своей фабрики по производству Монтессори-материалов. Некоторые материалы и развивающие пособия производят здесь на разных предприятиях, занимающихся деревообработкой и дизайном по дереву.
Участники конференции посетили Монтессори школы Тайпея.
Необычный и торжественный прием ожидал гостей в школе Young chi.
Ансамбль юных барабанщиков, одетых в национальные костюмы, приветствовали участников форума настоящим шоу на барабанах.
Эта частная школа отметила в этом году свой 20 юбилей.
В ней около 200 учеников с 1.5 до 7 лет. Из тринадцати классов три занимаются по методу Монтессори. В классах по 16 человек и по два Монтессори-педагога.
Еще один визит гостей конференции был в Монтессори-сад при католическом монастыре святой Терезы ( St. Theresa Montessori Kindergarten) Его уже около 30 лет курирует сестра Амельда. Монтессори-образование (3-6) она получила в Калифорнии. В свой Монтессори сад при монастыре она сама ищет педагогов и обучает их. В 1984 году для сада было построено новое здание. Занимаются в нем 12 групп. Один этаж отдан под классы Монтессори 3-6, другой – под комнаты для сна и отдыха. 4-й этаж предназначен для школьников, которые после уроков в обычной школе приходят сюда, чтобы провести с пользой свободное время. У педагогов есть специальная комната, приспособленная под мастерскую и подсобку. С любовью оформлен маленький уютный зал на втором этаже, в котором есть и карта звездного неба, и карта эволюции жизни на Земле, и коллекция минералов, а задник может демонстрировать смену дня и ночи.
- Наша главная задача, - нести детям образование и духовность, считает сестра Амельда.
Между тем от глаз профессионалов не ускользнули некоторые противоречия. Например, можно ли говорить о свободной работе ребенка, если его работа в классе четко планируется? Везде ли соблюдается разновозрастность в группах? И т.д.
Все это живо и эмоционально обсуждалось коллегами во время совместных трапез и чаепитий.
Кстати, хозяева от души угощали гостей то изысками тайваньской, то деликатесами китайской, то национальными блюдами корейской кухни.
Россиянам, чтобы не отставать от своих азиатских коллег, пришлось освоить процесс приема пищи с помощью палочек: тушеные в пряностях стебли бамбука, утка по-пекински, рыба в кисло-сладком соусе, кольца кальмаров проростками фасоли за гостеприимным круглым столом не нуждались в ножах и вилках.
Настоящий фейерверк эмоций и радостного единения выплеснулся во время дружеской вечеринки, посвященной закрытию конференции. Танцевали все – тем более что зажигательные па национальных танцев гостям тут же помогли освоить молодые танцоры тайваньского ансамбля.
А гвоздем программы стал танец с веерами Монтессори-наставниц из Кореи. «Добро пожаловать в Корею!» - радушно пригласили они.
Следующая конференция состоится в Корее 2-5 августа 2010 года. Там предполагается провозгласить о создании новой Монтессори Ассоциации, которая объединит единомышленников азиатского континента.
До встречи в Сеуле!
Мы попросили гостей конференции поделиться своими впечатлениями:
Джимми По (Jimmy Ching Ho Po)
Председатель оргкомитета (Тайвань)
- На этой конференции стало очевидно, что, несмотря на языковые, национальные барьеры, проблемы экономического и финансового порядка, мы готовы общаться и объединяться. А значит, мы становимся реальной силой, способной влиять на процессы в образовании, а значит, улучшать его.
Татьяна Вышина,
(г.Владивосток, руководитель Центра Монтессори «Вершина»)
-Интересно было узнать о ситуации развития Монтессори – движения в разных странах азиатского региона и обнаружить схожесть наших проблем. Очень познавательными были лекции по развитию мозга, отличиям в функционировании мозга девочек и мальчиков, интересным было выступление Питера Лэрроу о подготовленной среде – принципах её построения с точки зрения тех целей, для которых она создаётся. В перерывах мы активно общались с иностранцами на разные темы: о работе с родителями, обучении английскому языку в Монтессори – среде, тренинговых программах по подготовке Монтессори – учителей. Мы посетили Монтессори школы Тайпея и теперь имеем представление об их работе.
Мэрилин Стюарт (Marilyn Stewart) Президет AMS (American Montessori Society)
- Первая Азиатская Монтессори-конференция – это безусловный успех развития Монтессори-движения сразу в нескольких направлениях. Посещение школ дало возможность познакомиться с разным походом и уровнем организации работы в них. Мастер-классы, которые провели Марлен Барон (Dr.Marlene Barron) Джоан Дик (Dr. JoAnn Deak), Розан Лэрроу (Rosann Larrow), Питер Лэрроу ( Peter Larrow), Дороти Фельдман ( DorothyFeldman) были насыщенны информацией и полезны для профессионалов.
И, что очень важно, мы работали вместе как интернациональная группа и обсуждали вопросы роста профессионального уровня педагогов, взаимодействия и необходимости качественного образования для наших детей.
Теперь я жду – не дождусь новой встречи в новом году – в Сеуле!
Елена Ситина, Президент педагогического клуба «Монтессори-сити»
- Шесть дней, которые мы провели на этом острове, были поистине полны интересных встреч, знакомств, консультаций, переговоров.
На конференции мы общались с президентом Американской Международной Ассоциации Монтессори-педагогов (AMS) Мерилин Стюарт. Говорили об образовании Монтессори-педагогов, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, о том, как можно получить образование в AMS , и о возможности открытия обучающего курса AMS в Москве, где российские педагоги могли бы получить качественное образование и международный диплом AMS, позволяющий работать Монтессори-педагогам в разных странах мира. Надеемся, что открытие такого курса не за горами. Ожидая стыковку рейса на Москву в аэропорту Пекина, нам с Еленой Тимошенко посчастливилось посетить Поднебесную и даже побывать в Монтессори академии Etonkids, где обучают монтессори-педагогов под эгидой AMS. Обучение здесь очень интенсивное, а длится оно год. Не случайно дипломы AMS ценятся во всем мире.
Сегодня, оглядываясь на эту поездку, начинаешь понимать, как мал наш мир! Как здорово, что есть в нем Монтессори-движение. Как похожи эти необыкновенные люди, которые несут идеи Монтессори детям и родителям, и как необходимо Монтессори-педагогам всех стран быть вместе! Ведь мы здесь, чтобы помочь нашим детям в это удивительное время, а может быть они, чтобы помочь - нам…
C новым учебным годом Вас, дорогие коллеги! Творческих Вам успехов!
Прекоса Соливен, (Preciosa S.Soliven) ( секретарь национальной комиссии Юнеско, Филиппины)
- У меня самые яркие впечатления от этого форума. В школах мы увидели замечательно работающих нормализованных детей. Хотя очевидно, что многое в Мотессори-школах Азии нуждается в улучшении. Во время работы конференции стало очевидным, что нам надо сближать позиции в понимании метода, использовать в работе с детьми информацию о новейших исследованиях мозга. Для меня подобные встречи – источник вдохновения и желания совершенствоваться и расти.
Надежда Смирнова, Председатель Межрегиональной Монтессори Ассоциации
- Работа форума была наполнена искренним теплом и интересом участников друг к другу. Для меня, пожалуй, это оказалось самым важным в конференции: новые люди, новый опыт, расширение собственных границ видения Монтессори-метода. Надо сказать, что и наш опыт и ситуация в России тоже интересовали участников. После моего выступления многие подходили, чтобы сказать о сходстве проблем и близости позиций. А заседание "инициативной группы" по созданию единой азиатской организации Монтессори не оставило сомнений: мы вместе. И хотя мы говорим на разных языках, у нас отличаются разрез глаз и цвет кожи, - у нас общая забота о будущем наших детей и нашего мира.