Тел.:(423) 2-500-212

Монтессори детский сад. Тема года: «Экологическое воспитание»

23.05.2014 17:26
«Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь?» 
Стив Джобс
 
     Методике Марии Монтессори уже  более ста лет, а о ней спорят и поныне. Кто-то спорит, кто-то протестует, а кто-то предпочитает воспитывать и обучать своих детей по этой системе. 
    Нам хочется рассказать, как живут, чем интересуются, чем дышат дети, посещающие наш детский сад и воспитывающиеся по этой системе. И не только дети, но и родители - вместе с детьми. Ведь именно семья, а вернее, понимание и принятие семьей философии Монтессори, позволяет ребенку чувствовать себя уверенно, как дома, так и в детском саду, а нам двигаться в одном направлении.
   Обучающий процесс в Монтессори детском саду опирается на идею Космизма, которую очень поддерживала Мария Монтессори. Идея заключается в восприятии мира как единого целого, как космоса,  в котором все взаимосвязано и любое вмешательство со стороны не проходит бесследно. Существует единый космический план развития мира в целом и каждой его частички. У всех есть своя индивидуальная космическая задача, в том числе и у человека. Причем, если у всех растений она одинаковая (перерабатывать углекислый газ), то у людей задачи разные. Человек, единственное существо, которое может свою задачу осознавать. Задача Монтессори педагога - помочь ребенку найти и выполнить свою космическую задачу, то есть не задавать ему путь развития, а дать возможность найти свой.
Космическое воспитание ставит перед собой следующие задачи: 
     1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, так как люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.
        2. Упорядочивание представления детей об окружающем мире. 
     Не нужно бояться воспитывать своих детей глобально. Дети прекрасно умеют впитывать, а значит, насытить окружающий мир ребенка чем-то интересным, побуждающим познание, наша прямая задача.
     Формирование в ребенке уважения к тому, что было до него и чувства ответственности за собственное влияние  на жизнь на планете – это взращивание человека с активной жизненной позицией. 
     Мы все понимаем, что жизнь на планете стремительно развивается. Ресурсов потребляется с каждым годом все больше и больше. Вырубаются деревья. Загрязняется воздух. Растет количество мусора. Возникает вопрос: «Как будут жить на земле наши дети, если не задумываться над вопросами экологии уже сейчас и не решать их?»  
      Экологическое мышление, как система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации – это то, что должно быть в сознании современных детей.
     В настоящее время  в мире реализуется  множество экологических проектов.  И это здорово, что человечество задумывается над этим. Мы ясно понимаем их значимость и делаем все возможное, чтобы  рассказать об этом нашим детям, донести до них все смыслы, дать им возможность задуматься над этим вопросом уже сейчас.
    Неспроста тема «Экологическое воспитание» была выбрана темой года в нашем детском саду. Мы искренне верим, что дети способны понять и принять всю значимость этого глобального, столь важного вопроса - сохранения окружающей среды. Взращивая экологическое мышление в наших детях сейчас, мы верим, что вырастим людей,  осознающих и понимающих всю значимость данной проблемы, способных думать и активно ее решать. Мы верим, что делаем это не зря!  
     Мы затрагивали вопросы экологии целый год и проживали их в разных формах. Об этом мы и  хотим поделиться с вами.
     Итак. По-порядку!
 
ПРОЕКТ «ПРАЗДНИК ОСЕНИ»
 
    Каждый год в нашем детском саду мы празднуем «Осенины». В этом году мы решили немного видоизменить формат и провести их не в виде праздника в обычном понимании,   а в виде Трудового праздника, затрагивающего  экологические вопросы.
     В преддверии нашего праздника, мы решили подумать с ребятами над вопросом:  «Что мы можем сделать для природы?» Начать мы решили с пространства, которое нас окружает. 
      И вот что предложили дети:
Собрать листья и укрыть ими корни деревьев на зиму.
 
Eco_vospitanie
 
Eco_vospitanie
 
Собрать урожай и очистить грядки.
 
eco_vospitanie
 
Укрыть листьями грядки с теми растениями, которые в этом нуждаются, например, грядку клубники.
 
Eco_vospitanie
 
Побелить плодовые деревья, чтобы защитить их от насекомых, мха и  яркого солнца.
 
Eco_vospitanie
 
eco_vospitanie
 
Здорово провели ребята время на свежем воздухе. А самое главное – с огромной пользой! Закончился наш праздник чайпитием с вкуснейшим пирогом, который испекла наш любимый повар!
 
eco_vospitanie
 
 
ПРОЕКТ «ПОЛОСАТАЯ ВЫСТАВКА»
 
   «День тигра» — это праздничное мероприятие, посвященное амурскому тигру и дальневосточному леопарду, проводится в нашем городе каждый год, начиная с 2000 года. Праздник известен как на местном, так и на федеральном и международном уровнях. «День тигра» стал самым ярким и большим экологическим праздником в России, представляющим интерес для участников всех возрастов.
     Мы никак не могли пройти мимо данного мероприятия. Как мы знаем, амурский тигр не только самая крупная и редкая дикая кошка в мире, но еще и символ нашего Приморского края. С ребятами на кругах мы обсудили природу обитания этого животного и проблему исчезновения данного вида. И у нас возник вопрос: «А можем ли мы с вами как-то повлиять на это?» Ребята предложили массу вариантов:
     • Нужно рассказывать всем, что нельзя убивать тигров
     • Нужно рассказать всем, что нужно о них заботиться
     • Написать каждому человеку письмо
     В ходе бурных обсуждений родилась идея сделать выставку рисунков с призывами спасти тигра, которая мы назвали «Полосатая выставка». Работа закипела. Когда ребята готовили свои рисунки, им очень захотелось увидеть настоящего, живого амурского тигра. 
     Мы решили организовать поездку в «Сафари парк». Мы позвонили туда вместе с ребятами и договаривались о том, чтобы нашу выставку разместили на территории парка, чтобы как можно больше людей смогли увидеть ее. 
      Вот такое чудесное место нам выделили под нашу выставку!
 
eco_vospitanie
 
     А вот так выглядит настоящий амурский тигр! Очень красивое, величественное животное! Ребята были в восторге!
 
eco_vospitanie
 
eco_vospitanie
 
     Мы все остались очень довольны поездкой и проделанной работой. Это был еще один наш призыв к жизни в гармонии между человеком и природой! Думаем, что данная акция станет ежегодной!
 
 
ПРОЕКТ «СДАЙ БАТАРЕЙКУ – СПАСИ ПЛАНЕТУ»
 
     На первом этаже нашего детского сада стоят пластиковые емкости, и висит плакат «Батарейки сдавайтесь!» 
 
eco_vospitanie
 
eco_vospitanie
 
     Этот проект длится у нас целый год. На кругах мы поделились с ребятами важной информацией о батарейках и их влиянии на окружающую среду. Мы вместе с детьми рассмотрели и увидели, что батарейки бывают разные и как много вещей вокруг нас, где используются батарейки.
 
eco_vocpitanie
 
     Ребята исследовали состав батарейки и узнали, что внутри батареек содержатся вредные вещества. 1 батарейка, попадая в землю, разлагаясь, отравляет  20 квадратных метров земли  вокруг себя. «Земля становится тоже вредной» - огорчились ребята. «И от этого страдают и растения, и насекомые, и животные» -  добавили они. Мы задумались: «А можем ли мы как-то повлиять на это?»
 Мы рассказали детям, что есть  специальные заводы, где из старых батареек делают новые и приняли решение собирать батарейки, а потом их переправить на такой завод. 
 
eco_vospitanie
 
И вот первый этап завершен! За полгода мы собрали больше тысячи  батареек и передали их ответственному педагогу для отправки на переработку.
 
eco_vospitanie
 
eco_vospitanie
 
     А  мы продолжаем собирать батарейки!
 
 
ПРОЕКТ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ»
 
     Есть у нас еще один долгосрочный проект, который длится уже второй год.  Называется этот проект «Вторая жизнь бумаги». И цель этого проекта – собирать бумагу, для вторичной ее переработки. 
 
eco_vospitanie
 
      В начале этого учебного года мы вспомнили на круге, почему важно экономить и собирать бумагу.
 
Eco_vospitanie
 
   Мы рассмотрели разные виды бумаги, и поняли, что какая бы бумага не была, на ее изготовление уходит природный ресурс.
      Рассмотрели бумагу из вторсырья и выяснили, что на ней тоже можно и писать и рисовать. 
     Мы обсудили вопрос «Из чего делается бумага?» и дети пришли к такому выводу: оказывается можно получать бумагу, не уничтожая деревья, можно просто сдавать бумагу на переработку, тогда из цепочки изготовления бумаги исключаются деревья.
 
 
    Некоторые из ребят откликнулись на эту тему особенно живо.
   Очень приятно видеть в нашем детском саду бережное отношение детей к бумаге. Например, вырезая, что-либо для аппликации, ребята не выкидывают остатки бумаги в мусорное ведро, а складывают в специальную емкость, чтобы в дальнейшем сдать эту бумагу на переработку!
 
 
КРУГ НА ТЕМУ «РАЗЛОЖЕНИЕ МУСОРА»
 
      На одном из кругов мы с ребятами обсуждали вопросы «Что такое мусор?» «Как влияет мусор на окружающую среду?»
       И мы пришли к выводу, что мусор, который люди выкидывают на улицу оказывает большой вред окружающей среде.  Мы взяли, для примера, пакет и рассмотрели, что с ним случается, когда его просто выкидывают на улицу:
- Он улетает на деревья и в водоемы, где птицы и рыбы воспринимают его за еду и путаются в нем.
- Он попадает в землю и очень долго разлагается.
     Мы узнали, что многие предметы очень долго разлагаются в земле. И больше всего ребят поразило то, что дольше всего разлагаются пластиковые предметы, особенно пакеты.
 
БУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ  2-3 НЕДЕЛИ 
БАНАНОВАЯ КОЖУРА 3-4 НЕДЕЛИ 
БУМАЖНЫЙ ПАКЕТ 1 МЕСЯЦ 
ГАЗЕТА 1,5 МЕСЯЦА 
ОГРЫЗОК ОТ ЯБЛОКА 2 МЕСЯЦА 
КАРТОН 2 МЕСЯЦА 
АПЕЛЬСИНОВАЯ КОЖУРА 6 МЕСЯЦЕВ 
ФАНЕРА 1-3 ГОДА 
ШЕРСТЯНОЙ НОСОК 1-5 ЛЕТ 
КОРОБКА ИЗ-ПОД МОЛОКА 5 ЛЕТ
ОКУРОК 10-12 ЛЕТ 
КОЖАНЫЕ БОТИНКИ 25-40 ЛЕТ 
ПЕНОПЛАСТОВЫЙ СТАКАН 50 ЛЕТ 
РЕЗИНОВАЯ ПОКРЫШКА 50-80 ЛЕТ 
ПЛАСТИКОВЫЙ КОНТЕЙНЕР 50-80 ЛЕТ 
АЛЮМИНИЕВАЯ БАНКА 200-500 ЛЕТ 
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА 450 ЛЕТ 
ОДНОРАЗОВЫЙ ПОДГУЗНИК 500 ЛЕТ 
ПЛАСТИКОВЫЙ ПАКЕТ 200-1000 ЛЕТ

    Мы даже провели эксперимент – закопали на территории нашего детского сада кожуру от банана, газету, пластиковый пакет и алюминиевую банку. Договорились посмотреть, что со всем этим произойдет весной.

    Мы стали обсуждать достоинства и недостатки  полиэтиленовых пакетов, и вот к таким выводам пришли ребята. 
 
 
 
    А еще мы пришли к выводу о том, что многие вещи (мусор) можно использовать повторно! И эта тема настолько заинтересовала детей, что мы решили  раскрыть ее глобально на Новогоднем утреннике!
 
 
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НОВЫЙ ГОД»
 
     Тема нашего Новогоднего утренника была достаточно сложной и необычной, но нас поддержали родители, и совместными усилиями у нас получилось сделать утренник действительно нестандартным  и очень познавательным. Мы постарались донести до детей основную идею нашего праздника - Наша планета живая и требует бережного к себе обращения! 
     Мы принялись к подготовке. Понимая всю сложность задачи, было принято решение дать как можно больше информации ребятам о теме утренника, раскрыть для них основные смыслы на доступном им детском языке. 
    Одновременно было принято важное решение - украшать елку и зал украшениями, сделанными своими руками из вторсырья.
 
       Подготовка началась:
1. На кругах мы обсуждали с ребятами, что нужно человеку, чтобы жить на Земле.
 
Eco_vospitanie
 
2. На первом этаже была организована емкость для сбора вторсырья. Целый месяц дети с родителями несли в эту емкость: пакеты, диски, картон, журналы, пластиковые бутылки, коробки. Все то, из чего можно было бы сделать украшения. 
 
Eco_vospitanie
 
3. На первом этаже было организовано место, где дети и их родители каждый вечер могли делать поделки, украшения из принесенного вторсырья.
 
 
Было очень приятно, что родители откликнулись на это предложение. Каждый день мы наблюдали мам и пап вместе с детьми,  увлеченно занимающихся изготовлением украшений для праздника в нашей  временной «мини-мастерской», оборудованной в холле.
 
 
 
И у нас получилась вот такая нарядная, шикарная елка,  украшенная игрушками, сделанными своими руками из вторсырья!
 
 
И вот такая огромная, от пола до потолка,  планета Земля, сделанная руками педагогов из полиэтиленовых пакетов.
 
 
    Какие смыслы мы хотели передать нашим детям? Каким образом готовились Новогодние номера? И какой мы получили результат?  
 
     Обо всем по-порядку!
     Праздник начался с выступления руководителя Монтессори Центра «Вершина» Татьяны Вышиной.
 
 
Она прочитала стихотворение, которое затрагивает до глубины души, которое заставляет задуматься каждого о ценностях сохранения нашей Земли:
 
Земля моя, планета голубая!
Ты даришь жизнь или приносишь смерть,
А человечество живет не понимая,
Что это все рождает твоя твердь.
 
Беречь тебя, лишь ныне начинаем.
Вести потерям в Красной книге счет,
И, как всегда, при этом забываем,
С сердец своих убрать намерзший лед.
 
Нам всем с обледеневшими сердцами
Во век родную Землю не понять:
Так кто она, что носит нас веками,
Где нам ответ на это разыскать?
 
Она, возможно, существо живое,
Спешащее в космическую даль?
И бьется сердце в глубине земное,
Познавшее и радость и печаль?
 
Или корабль плывущий по вселенной,
Который запустил когда-то Бог?
Корабль космический с командою отменной:
Всего живого, что создать он смог.
 
А что же в будущем ждет каждого из нас?
Еду и топливо пока дает Земля.
Какой у нас есть жизненный запас,
Известно ли команде корабля?
 
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли человечество, не знаю,
Поможешь ли лед сердца растопить?...
 
     Насколько мудра наша Планета, по каким законам она живет, мы показали в первом номере нашего праздника - «Зарождение земли».  Дети вместе с родителями показали, как появилась наша земля.
 
 
     Как возникла жизнь на земле и как все на земле взаимосвязано. Солнце – Вода – Воздух – и все живое.
 
 
     В следующем номере «Красота природы», ребята с родителями показали, как красива наша природа через музыку и звуки природы. Мы увидели и услышали, как звучит зима, весна, лето. Мы поняли насколько важно жить в гармонии с природой.
 
 
 
     Но вся эта природная красота очень быстро может исчезнуть, если человечество не будет хранить ее и оберегать. Поэтому в номере «Жители 22 века» мы увидели людей, которые будут жить в  22 веке. Это люди, которые обладают экологическим мышлением, и которые делают все возможное, чтобы сохранить нашу Землю. Даже их одежда сделана из вторсырья. Коробки, пластиковые бутылки, газеты, мешки, стаканчики, фантики, пластик - сколько всего необычного и интересного можно сделать из привычного в нашем понимании «мусора»!
 
 
 
 
 
     Нельзя думать об экологии локально, в одном только детском саду, городе, регионе и даже стране. Ничего не изменится, если не изменится сознание всего человечества. Весь мир, все страны должны объединиться с целью сохранения жизни на Земле. И в следующем номере «Дружба народов» мы показали, что человечеству нужно жить дружно. Только мир на земле, только глобальное осознание ценности мирной жизни на Земле помогут сохранить нашу планету.
 
 
 
 
 
      Но, невозможно думать о будущем, не помня своих корней, своих предков. Жизнь и обычаи наших предков дети с родителями показали в номере «Традиции наших предков». Наши предки всегда жили в гармонии и единении с Природой, брали силу, мудрость, энергию у Природы. Очень важно знать и уважать эти обычаи, ценить вклад наших предков в развитие жизни на Планете, ведь без предков и их мудрости не было бы нас.
 
 

 
 
     Ценности любого человека идут из его семьи, и в номере «Семейные ценности» мы увидели то, что очень важно хранить семейные ценности, семейный очаг, любовь, тепло, взаимопонимание. 
     Призывом этого номера было: «Мы желаем, чтобы у каждого ребенка на земле была семья!»

 
 
    В каждой семье существую праздники. И один из самых значимых семейных праздников это Новый год. И мы тоже празднуем нашей БОЛЬШОЙ детсадовской семьей Новый год. Но даже наша хороводная песня отличалась. 
 
    Вместо привычной «Маленькой ёлочке холодно зимой…» мы пели: 
 
«Мы узнали  маленький секрет:
Ёлочке не холодно зимой!
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой.
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой!»
 
 
    Еще целый месяц после праздника дети напевали эту песенку в группах и дома.
    Так запала она им в душу!
 
     Вторым этапом нашего праздника была «Ярмарка». Как родилась сама идея Ярмарки, мы вам расскажем подробно в Проекте «Детский дом». А в этой теме мы просто делимся результатом!
Вот такая замечательная Ярмарка у нас получилась! 
 
 
 
    Мы выручили - 45000 рублей и 2 юаня!
 
   Ну и конечно же Новый год не бывает без Деда Мороза и подарков!
   И к нам пришел Дед Мороз и Снегурочка с большим мешком подарков!
 
 
    Довольные, уставшие, с массой впечатлений дети встречали Деда Мороза со Снегурочкой! 
Наш праздник удался!
 
 
ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ ДОМ»
 
    Уже в который раз мы с ребятами реализуем проект по оказанию помощи деткам из детских домов. И у наших ребят от 5 до 7 лет есть возможность познакомиться с детками из Реабилитационного Центра «Парус надежды».  А как же возникла эта идея? На одном из кругов на тему «Семья» ребята задумались о том, что не у каждого ребенка есть мама и папа. Рассуждения детей, почему так, поразили нас своей взрослостью и осознанностью. Кто-то из ребят уже знал о детских домах, так как бывал там с родителями. Но главным итогом круга стало решение ребят как-то помочь таким деткам.

 

Что бы могло порадовать ребят из Детского Дома? Идеи были весьма разнообразные: конфеты, игрушки, карандаши, торты, представление. А были и такие идеи: взять к себе домой, подарить любовь, взять детей к нам в садик, в группу. 

 

Следующий вопрос, который мы обсудили: «А где же мы возьмем подарки?»  Кто-то предложил принести из дома свои старые игрушки, но другие ребята возразили, что старыми и сломанными играть будет неинтересно, нужно купить новые. 

 

«А где же взять деньги на новые игрушки?» Попросить у родителей? Но, тогда получается,  это будет подарок от родителей, а не от нас. Ребята долго размышляли, как можно самим заработать деньги и, в итоге, решили самостоятельно изготовить поделки и продать их на Новогодней Ярмарке. И так как основная тема в нашем саду это «Бережное обращение ко всей окружающей среде», поделки было решено делать из вторсырья. Работа закипела. И в творческой мастерской, и дома с родителями, и на первом этаже в специально оборудованных для этого местах, ребята придумывали и делали поделки их бутылок, пластиковых тарелок, вилок, стаканчиков, дисков, ниток, лоскутков и из чего только было  можно. 

 

Получились просто шедевры!

 

Так как Ярмарка была приурочена к Новогоднему празднику, поделки получились тематические: на тему космоса, взаимосвязи всего в мире, красота природы и т.д. Установленных цен на ярмарке не было. Каждый платил за товар столько, сколько был готов. За 30 минут все было раскуплено. Теперь у нас появились деньги на приобретение подарков.

 

Следующим этапом была поездка в магазин.

 

Мы позвонили в «Парус надежды» и спросили, чему дети больше всего обрадуются?

 

Оказалось, что коллективные игры, карандаши, раскраски, пластилин, краски – очень нужны этим ребятам. Но больше всего они будут рады индивидуальной кружечке с блюдцем.

 

И вот мы приехали в магазин.

eco_vospitanie

 

Перед старшими ребятами стояло очень много задач:

 

• Читать правила игр, чтобы они были интересными и понятными;

 

• Общаться с консультантами, если возникают вопросы;

 

• Самостоятельно расплачиваться, считать деньги;

 

Для ребят было важно не ошибиться в расчете, они очень внимательно пересчитывали деньги. С большой радостью ребята рассказывали консультантам в магазине и кассирам, зачем они закупают игрушки, как они заработали деньги. 

 

eco_vospitanie

 

Следующим шагом было украшение индивидуальных кружечек и блюдец. Мы специально закупили белые кружки и блюдца, чтобы ребята могли вложить капельку своей души в украшение этих кружечек. Они сами придумывали яркие узоры и аккуратно их рисовали. Каждый чайный набор получился уникальным!

 

eco_vospitanie

 

Ребята из Театральной студии репетировали спектакль «Разноцветная звезда». В группах дети придумывали игры, в которые можно будет поиграть с ребятами из Детского дома.

 

И вот все приготовления закончены, подарки куплены, кружки раскрашены, спектакль отрепетирован, игры подготовлены!

 

Наступил долгожданный день. Ребята были очень возбуждены. С беспокойством спрашивали родителей, написали ли они расписки о согласии на поездку

Монтессори детский сад. Тема года: «Экологическое воспитание»
вернуться на главную