Тел.:(423) 2-500-212

МОНТЕССОРИ-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ , Сензитивные периоды. Почему важно о них знать

 Сензитивные периоды

     Основными сензитивными  периодами возраста 8 месяцев – 3 года Монтессори выделяла следующие:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)
сензитив порядка
     Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются“внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)
   сензитивы  Важный показатель общего психического развития ребёнка - психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.
     Именно поэтому  малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками.  Все это позволяет в максимальной степени развивать двига-тельные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов. 
Зона крупной моторики в Монтессори-среде нашего центра на сегодняшний момент представлена бумом для хождения; каталками; мешочками – грузами  с различным наполнением и соответственно весом; различными предметами на ношение. Раньше эта зона включала в себя ещё  батут, шведскую стенку, горку, бассейн с шарами. На данный момент все эти материалы вынесены в отдельную комнату эмоционально - физической разгрузки (КЭФР) – отдельное помещение, укомплектованное материалами на снятие физического напряжения, развитие крупной моторики. 
     К решению организации отдельно вынесенной среды на развитие крупной моторики мы пришли в результате анализа нашей многолетней работы. Мы увидели, что после занятий на батуте, шведской стенке, дети, перевозбуждаясь,  хуже работают в других зонах, их концентрация снижается, им требуется больше усилий для сосредоточения на работе. Именно поэтому сейчас для такой деятельности выделено отдельное время и место – КЭФР работает теперь в филиале на Светланской.
.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)
     Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует насензитив вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится веду-щим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. 
     Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)
     сензитивыВсе знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

5. Период речевого развития
     Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногосензитив речи усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знако-мится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).