Тел.:(423) 2-500-212

АРХИВ , 0-3

 Величие человеческой личности изначально. 

М. Монтессори

     Мария Монтессори в своем итоговом труде «Разум Ребенка» (1952) создала новое направление в педагогике – развитие детей первых 3 лет.

пытливый ум ребенка     По Монтессори, ребёнок от рождения наделён жаждой познания мира, он от природы любознателен, инициативен. Задача взрослых – создать условия, при которых заложенные природой качества развивались бы.

     Основополагающим принципом ее теории является то, что «Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой». Психолого-физиологической основой данного процесса выступает особенность раннего детства, которую Мария Монтессори охарактеризовала как «впитывающий ум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни.

Как понять взрослому, что интересно именно этому ребёнку именно сейчас? Способ один – НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРОМ РЕБЁНКА.

Путем длительных тщательных наблюдений за детьми этого возраста, на базе последних научных достижений в области детской антропологии, психологии, а также на основе знаний о сензитивных периодах (периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам), создана Монтессори-среда, максимально отвечающая потребностям малышей от 8-ми месяцев до 3-х лет.

Основными сензитивными периодами возраста 8 мес.–3 года Монтессори выделяла следующие:

Сензитивные периоды Время периода Особенности сензитивного периода
Период восприятия порядка

малыш в монтессори-классе

от 0 до 3 лет Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.
Период развития движений и действий

девочка на бума

От 1 до 4 лет Важный показатель общего психического развития ребёнка - психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка. 
Именно поэтому  малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками.  Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов. В наше центре есть комната эмоционально-физической разгрузки (КЭФР), которая удовлетворяет потребность в двигательной активности ребенка.
Период сенсорного развития

зона сенсорики в Монтессори-классе 0-3

От 0 до 5,5 лет Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.
Период восприятия маленьких предметов

зона сыпучих материалов

От 1,5 до 5,5 Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.
Период речевого развития

  Чем меньше ребенок, тем все понятия, с которыми он знакомится, должны быть максимально наглядными. Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

     Несмотря на временные рамки сензитивных периодов, время их проявления и характер протекания у каждого ребенка свои. Это обуславливается индивидуальным темпом психической деятельности, темпом биологического созревания, индивидуальными особенностями, условиями развития каждого малыша и многим другим.     
     Как обучать малышей, если сфера их интересов (те самые сензитивные периоды) могут абсолютно отличаться? Только в одних условиях – наблюдая за выбором и характером работы каждого малыша.

     Почему маме так важно быть вместе со своим малышом на занятии? Ответ на вопрос - в возрасте ребёнка. В этом возрасте выражена потребность малыша в безопасности.

     Помимо формирования образовательных знаний умений и навыков приоритетным в Монтессори-системе остается формирование Личности ребенка.

     Помня о том, какие задачи ставит перед собой Монтессори-система (развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность и др.), понятно, почему в группах - «нулёвочках» должны работать специалисты в области психологии детства. Именно знания особенностей психоэмоционального развития ребёнка, основных этапов формирования его личности, владение практическими навыками коррекции детского поведения, родительско-детских отношений в полной мере позволяет реализовать задачи Монтессори-системы. Необходимым условием работы в Монтессори-среде является специальное обучение педагога по Монтессори-методу.