Тел.:(423) 2-500-212

АРХИВ , Монтессори-занятия «Вместе с мамой» для детей от 0 мес. до 3 лет.

Величие человеческой личности изначально.
М. Монтессори

     Мария Монтессори в своем итоговом труде «Разум Ребенка» (1952) создала новое направление в педагогике – развитие детей первых 3 лет.

     По Монтессори, ребёнок от рождения наделён жаждой познания мира, он от природы любознателен, инициативен. Задача взрослых – создать условия, при которых заложенные природой качества развивались бы.

     Основополагающим принципом ее теории является то, что «Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой». Психолого-физиологической основой данного процесса выступает особенность раннего детства, которую Мария Монтессори охарактеризовала как «впитывающий ум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни.

     Как понять взрослому, что интересно именно этому ребёнку именно сейчас? Способ один – НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫБОРОМ РЕБЁНКА.

     Путем длительных тщательных наблюдений за детьми этого возраста, на базе последних научных достижений в области детской антропологии, психологии, а также на основе знаний о сензитивных периодах (периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам), создана Монтессори-среда, максимально отвечающая потребностям малышей от 8-ми месяцев до 3-х лет.

     Основными сензитивными периодами возраста 8 мес.–3 года Монтессори выделяла следующие:

Сензитивные периоды Время периода Особенности сензитивного периода
Период восприятия порядка от 0 до 3 лет Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.
Период развития движений и действий От 1 до 4 лет Важный показатель общего психического развития ребёнка - психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка. В Монтессори-среде для малышей зона крупной моторики представлена разнообразными спортивными снарядами: кольца, веревочная лестница, шведская стенка, турник, канат, горка, бум, батут, сухой бассейн с шариками и многое другое. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов, а так же дает возможность оптимально регулировать свою деятельность в течение занятия.
Период сенсорного развития От 0 до 5,5 лет Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.
Период восприятия маленьких предметов От 1,5 до 5,5 Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.
Период речевого развития   Чем меньше ребенок, тем все понятия, с которыми он знакомится, должны быть максимально наглядными. Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

     Несмотря на временные рамки сензитивных периодов, время их проявления и характер протекания у каждого ребенка свои. Это обуславливается индивидуальным темпом психической деятельности, темпом биологического созревания, индивидуальными особенностями, условиями развития каждого малыша и многим другим. Как обучать малышей, если сфера их интересов (те самые сензитивные периоды) могут абсолютно отличаться? Только в одних условиях – наблюдая за выбором и характером работы каждого малыша.

     Почему маме так важно быть вместе со своим малышом на занятии? Ответ на вопрос - в возрасте ребёнка. В этом возрасте выражена потребность малыша в безопасности.

     Помимо формирования образовательных знаний умений и навыков приоритетным в Монтессори-системе остается формирование Личности ребенка.

     Помня о том, какие задачи ставит перед собой Монтессори-система (развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность и др.), понятно, почему в группах - «нулёвочках» должны работать специалисты в области психологии детства. Именно знания особенностей психоэмоционального развития ребёнка, основных этапов формирования его личности, владение практическими навыками коррекции детского поведения, родительско-детских отношений в полной мере позволяет реализовать задачи Монтессори-системы. Необходимым условием работы в Монтессори-среде является специальное обучение педагога по Монтессори-методу.

Каждое занятие построено следующим образом:

1. Круг.

Со звоном колокольчика все садятся в круг. Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя:

  • приветствие (передавая по кругу мячик, ребенок (или пока мама) говорит свое имя и все с ним здороваются). Этот момент очень важен для социальной адаптации ребенка (знакомство с правилами, умение делится с другими, формирование навыков поведения и т.д.); для продуктивного проживания важных периодов психологического развития ребенка этого возраста (осознание себя как отдельного, цельного). Таким же образом дети прощаются в конце занятия;

  • пальчиковые игры (значение пальчиковых игр для здоровья и развития малыша трудно переоценить, ведь, массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны).

Благодаря пальчиковым упражнениям достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, которая подготавливает ручку к рисованию и письму. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, проще осваивает речь (центр тактильных ощущений располагается рядом с речевым центром в головном мозге человека), умеет управлять своими движениями и концентрировать внимание. Регулярные упражнения с пальчиками помогают маленьким ручкам стать ловкими и умелыми и способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают умение слушать, ребенок учится понимать смысл услышанного, улавливать ритм и темп речи. Ну и конечно, это еще одна возможность телесного контакта с мамой, что очень важно для эмоционального развития малыша.

2. Свободная работа с Монтессори-материалами.

3. Творчество.

Монтессори-среда дополнена творческой зоной, что дает ребенку возможность творческого развития. Занятия по творческому развитию включены в структуру общего занятия и выстроены по принципам Монтессори-системы (свобода выбора ребенком – выбора творческой деятельности, ее продолжительности, периодичности.). Творческая работа в Монтессори-среде - это возможность самовыражения ребенка, именно ребенок является инициатором и творцом своей деятельности. Задача взрослого - научить способам выражения своей идеи, придать замыслу форму. Такой подход побуждает малыша творить, создавать, придумывать, а это рождает смелость идей, инициативность и уверенность в своих силах.

4. Минутка сказки.

В конце занятия детям показывается сказка.

Сказки играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они знакомятся с различными моделями поведения и их последствиями (идет накопление базы опыта). Дети стремятся воспользоваться примерами положительных героев в борьбе со своими страхами и проблемами, сказки вселяют в ребенка надежду, что очень важно. Не стоит забывать и об эмоциональном аспекте сказки, а также, о пополнении словарного запаса ребенка, развитии речи и многом другом, что дает старая добрая сказка.

Длительность занятий 1.5 часа.

Что нужно взять с тобой:

  • Сменную одежду для ребенка.

  • Сменную обувь для ребенка.

  • Сменную обувь для себя (в «мокрой» зоне).

  • Хорошее настроение – оно так необходимо Вашему малышу!