Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

БИБЛИОТЕКА | О НАС ПИШУТ, МЫ ПИШЕМ , Новости интернет журнала Монтессори: Монтессори школы Европы

 

Монтессори интернет журнал
Новости 30.08.2010

Монтессори школы Европы удалось этим летом посетить нашим коллегам. Руководитель сети столичных клубов «Монтессори-сити» Елена Ситина и редактор нашего  журнала  Елена Тимошенко и побывали в Нидерландах и изучили опыт голландских педагогов. А директор крупнейшей региональной Монтессори школыплощадки во Владивостоке Татьяна Вышина и Ольга Литовченко из Хабаровска смогли посетить несколько школ в Германии и Австрии.

- Нас особенно интересовали школы для детей от 6 до 15 лет, - рассказала нам Татьяна Вышина. – Ведь у нас во Владивостоке уже 4-й год работает монтессори  школа. Поэтому посмотреть, как организована работа у наших коллег, нам было очень интересно. В местечке Кёпеник (Германия) нас встретило четырёхэтажное здание Монтессори школы Freie Montessori Schule und Kinderhaus Berlin с прилегающей к ней детским садом. Не все ученики монтессори школы являются выпускниками монтессори детского сада.  Для детей 1- 3 класса (25 человек) подготовлена специальная среда. Работают в ней два  монтессори-учителя.  Примерно такой же численный состав и для  4 – 6 класса. Здесь помимо монтессори среды  в отдельных помещениях организованы лаборатории химии, физики, биологии. Работа в них основана на принципе свободы выбора. В основе – исследовательский подход. Любое знание приобретается через поиск и эксперимент. В лаборатории физики мы увидели двух ребят – четвероклассников, которые экспериментировали с проектором, пытаясь определить, от чего зависит чёткость изображения. А в углу этой же лаборатории стояло изобретение старшеклассника – модель автоматизированного лифта. Занятия в лабораториях, построенные на интересе детей и деятельности, имеющей   практические задачи, позволяет сделать процесс обучения осознанным для ребёнка.Монтессори школы

Уже несколько лет в этой школе работает учитель из Америки, который занимается созданием школы – фермы. Находится она в часе езды от основного здания школы. Именно  там своими силами дети возделывают землю. В ближайших планах – развить  там фермерское хозяйство. Ведь именно через труд на земле  ребёнок воспитывает в себе как практические умения и навыки, так и трудолюбие, терпение, благодарность плюс обучается  самостоятельной жизни в обществе. Кроме того, у детей происходит осознание идеи целостности и единства мира.

В Австрии  (г.Тироль) в школе Montessorischule St.Johann  дети 12 – 18 лет  возделывают  чайные плантации, на которых выращивают чай. Школа не имеет повара, и еду здесь дети готовят себе сами.

Монтессори школыВ местечке Бибикор (Австрия) нам тоже удалось побывать в школе, где есть класс Монтессори.  Здесь в  оборудованной среде занимаются  только дети с 6 до 9 лет, а в старших  классах организован поурочный процесс. В этой школе, как и в других, почти в каждом Монтессори классе есть ребёнок с синдромом Дауна, к которому «прикреплён» специальный социальный работник. Результаты налицо:  эти дети  хорошо адаптированы -  пишут, читают, считают. Но самое главное – они  могут ощущать себя полноправными членами общества.

Как и ожидали, ни в одной из школ мы не увидели традиционных отметок. Продвижения учеников фиксируется в специальных таблицах, отражающих содержание учебных зон в виде условных знаков, раскрывающих этап освоения среды. Дети свободно передвигаются по классу, самостоятельно выбирая дисциплину, которой будут заниматься, время занятия, место работы и  учителя.  Кто-то за всё время занятий занимается одним предметом, кто-то – успевает позаниматься и  математикой, и языком, и материалами из зоны космоса. Что интересно, учитель английского языка присутствует не как педагог – предметник, а как полноценный монтессори – педагог, владеющий монтессори - материалами в полном объёме. Просто  все презентации он даёт детям на английском языке.


Монтессори школы

-  В Нидерландах школы Монтессори  очень популярны. В Амстердаме нам удалось побывать в необычной монтессори-школе De Amsterdame Montessorischool, - поделилась Елена Тимошенко.- Это государственная школа, существует она  с 1923 года. Обучение здесь платное. Большую роль в деятельности школы играет Совет родителей. Кстати, выбор метода обучения по системе Монтессори принадлежит именно им. В школе – 300 учеников, занимает  она два здания, и оба являются архитектурными памятниками. Помещение, в котором мы побывали, в 1983 году было построено выдающимся голландским архитектором Германом Херцбергером (Herman Hertzberger) (кстати, выпускником  этой монтессори-школы) специально для нее по особому проекту. Интересным архитектурным решением помещения  стали ступени в центре здания. Они превращаются в амфитеатр, когда холл становится сценой; на них происходит обычный учебный процесс, когда дети выбирают место для занятий и одновременно они – символ постижения знаний и динамики развития. Есть свободное пространство на чердаке школы. Там дети  обедают. Еду, как и во многих школах Европы, дети приносят с собой. Помимо классов есть тренажерный зал, библиотека. Образовательный минимум определен государственной программой. Но в отличие от государственной школы здесь нет оценок. В школе работают 33 монтессори педагога, а также ассистенты. В каждом классе есть по два ребенка, имеющих особенности в развитии. С родителями ведется постоянная работа. Два раза в год для них проводятся семинары. У каждого класса мы заметили специальные листы, где назначаются дни для индивидуальных встреч педагога с родителями. В конце года подводится предварительный итог, на котором обсуждаются достижения ребенка и обсуждаются потенциальные  возможности  и условия дальнейшего развития   каждого ученика.   Выпускники этой школы - известные в Голландии писатели, политики, ученые. Мы поинтересовались, трудно ли попасть в это учебное заведение. Директор   Coby Gelma рассказала,  что желающих гораздо больше, чем свободных мест. Поэтому в школе действует специальная отборочная комиссия, в которую входят не только учителя, но и родители.

Монтессори школыВ  городке Den Haag  находится большая частная монтессори школа Montessorischool  Leidschenveen. Здесь тоже важную роль играет Комитет родителей. Взрослые очень помогают в решении  разных школьных проблем и по установленному графику дежурят по очереди во дворе школы, когда у детей прогулка. В школе предусмотрены  регулярные экскурсии на ферму.

На  шесть классов возраста от 4 до 6 лет, 7 классов возраста от 6 до 9 лет и 5 классов от 9 до 12 лет предусмотрено 40 учителей. Трое из них – координаторы. Они закреплены за классами каждой возрастной подгруппы (4-6, 6-9, 9-12). Они разрабатывают, какие проекты будут осуществляться в процессе образовательной деятельности, курируют работу педагогов. В школе предусмотрена свободная работа. Дети сами определяют себе план на год, месяц, неделю. Осуществлять анализ продвижения детей в процессе обучения позволяет специальная компьютерная программа. Ее автор – ElsWestra Mattyssen.  Программа используется уже почти в  50 школах не только в Голландии, но и Германии. На каждого ученика – своя страничка, открыв которую, можно узнать, какие достижения у него во всех изучаемых дисциплинах.
В этой школе нас ожидал любопытный экспромт. Пока мы бродили с фотоаппаратами по классам, дети с интересом разглядывали педагогов из далекой неизвестной им страны. Вдруг мне на плечо легла детская рука. - Я  хочу сделать сообщение о вашей стране, вы поможете мне? – спросил меня по-английски белокурый мальчишка лет 10.

- Ты когда-нибудь был в России? – спросила его я.

-Нет.

- Какая помощь нужна?

- Пока не знаю, просто  приходите класс.

Найти самую общую информацию школьники  быстро смогли в интернете. Они привыкли ставить перед собой задачи и самостоятельно решать их. Минут через 15 мы зашли в класс, и  мой знакомый - Эмиль (Emiel)   и  его одноклассник  Колин (Collin), стоя у экрана, направили на него  видеопроектор и стали рассказывать о России…

Потом мы поинтересовались, есть ли у ребят вопросы.

- Что вам понравилось в Нидерландах? – спросили нас.

Мы честно признались – такие школы, в одной из которых учатся они.

Таких у нас в России пока еще нет…
 

Источник:http://www.montessori-press.ru/news/detail.php?ID=2879