Тел.:(423) 2-500-212

БИБЛИОТЕКА | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА , АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


Солуянова Екатерина,
Детский практический психолог,
старший Монтессори-педагог ДРЦ Монтессори «Вершина»


       Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка.

Приходя в школу, ребенок испытывает три  вида стресса:
  • социальный – построение взаимоотношений с новыми детьми, с  учителем, принятие новых правил;
  •  
  • интеллектуальный – существенная интеллектуальная нагрузка, приобретение новых знаний;
  •  
  • иммунологический – в возрасте 7-9 лет (очередной возрастной кризис) происходят существенные изменения в организме ребенка: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. К этому прибавляется естественный обмен бактериями между детьми.
 
     Не смотря на то, что все дошкольное детство, так или иначе, шла подготовка к школе: в детском саду или на развивающих занятиях ребенок учился взаимодействовать с детьми и другими взрослыми, получал определенные знания, укреплялся иммунитет ребенка - родителю важно понимать значимость родительской помощи в этом вопросе.
 
     Первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще многое зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Рекомендаций, которые помогут ребенку более успешно адаптироваться к школе, очень много, мы остановимся на тех, которые под силу любому любящему родителю.
 
 
     Родитель может помочь ребенку правильно организовать его время. Важен разумный режим дня, обратите внимание на следующие моменты:
·        Сон. Детям 7 лет необходимо спать 10-11 часов в сутки. Рекомендован дневной сон в этом возрасте.
·        Физическая активность и прогулки. К сожалению, с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. В силах родителей ввести в традицию утреннюю зарядку, подвижные игры, активный отдых на свежем воздухе. Не стоит умалять значение прогулок ребенка, напротив, первокласснику рекомендованы длительные прогулки на свежем воздухе не менее 3х часов.
·        Приготовление уроков следует организовать в середине дня (пик мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Следует помнить, что после 15 – 20 минут занятий необходимо делать 10 – 15 минутные подвижные переменки.
 
Обратите внимание на содержание времяпровождения ребенка.
Лучший вариант - прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора и компьютера, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания. Естественно, родитель должен быть примером для своего ребенка.
     Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое.
Родитель должен эмоционально поддержать ребенка именно в этих вопросах. Сохраняйте с ним доверительные отношения, избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился своим интересным событием.
     Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей с класса домой   - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.
     Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их  при построении взаимоотношений.
     Ваша поддержка в вопросах учебы должна основываться на принципе: Найти даже в самом неуспешном деле хотя бы маленький успех! Например: «Из всех написанных букв у этой получился хороший наклон». Ребенку нужно показать то, что он может.
     Старайтесь при ребенке не допускать волнующие разговоры о школе - он  должен чувствовать уверенность, что все нормально – это поддерживает ребенка.
     Наполняйте эмоциональный резервуар своего маленького школьника! Совместные игры, прогулки, чтение. А еще лучше, если это будет специальные психотерапевтические сказки, имеющие целью помочь ребенку решить трудности адаптации к школе. Подборку таких сказок Вы можете взять на нашем сайте, в рубрике «В ПОМОЩЬ».
 
Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем Ваш малыш станет настоящим школьником. Время и Ваша поддержка и любовь!!!