Тел.:(423) 2-500-212

Как проходят занятия

Как проходят Монтессори-занятия «Вместе с мамой»

 

Каждое занятие построено следующим образом:

 

1. Круг. 


Со звоном колокольчика все садятся в круг. Круг – это особая форма работы в методе Монтессори. 

Он включает в себя:

монтессори 0-3

Приветствие.  Передавая по кругу мячик, ребенок (или пока мама) говорит свое имя, и все с ним здороваются). Этот момент очень важен для социальной адаптации ребенка (знакомство с правилами, умение делиться с другими, формирование навыков поведения и т.д.); для продуктивного проживания важных периодов психологического развития ребенка этого возраста (осознание себя как отдельного, цельного). Таким же образом дети прощаются в конце занятия.

 

 

 

 

 

 

http://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/03_qooo_.jpg

Пальчиковые игры. Благодаря пальчиковым упражнениям достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, которая подготавливает ручку к рисованию и письму. Ребенок с хорошим уровнем развития мелкой моторики проще осваивает речь(центр тактильных ощущений располагается рядом с речевым центром в головном мозге человека), умеет управлять своими движениями и концентрировать внимание. Регулярные упражнения с пальчиками способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.

 

Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают умение слушать, ребенок учится понимать смысл услышанного, улавливать ритм и темп речи. Ну и конечно, это еще одна возможность телесного контакта с мамой, что очень важно для эмоционального развития малыша.

 

2. Свободная работа с Монтессори-материалами в среде

 

Мария Монтессори рассматривала ребенка как личность с самого рождения. Личность, которая имеет меньше опыта, чем взрослый человек, и нам, взрослым, необходимо помочь ребенку этот опыт получить. Каждый ребенок, каждый человек – это уникальная и неповторимая личность. Монтессори считала, что у каждого из нас есть свой «космический» путь, свое предназначение, с которым рождается человек. И счастлив тот, кто сумел понять и раскрыть своё предназначение в полной мере.      Взрослый, веря в уникальность пришедшего в этот мир ребёнка, должен удерживаться от навязывания малышу своих ожиданий и требований, а вместо этого внимательно наблюдать за ним! Только в этом случае у нас есть шанс понять малыша со всеми его особенностями и помочь раскрыться его индивидуальности. 

монтессори 0-3

 

Понимание своей космической задачи невозможно без понимания себя, умения находиться в контакте с собой.  Поэтому так важно с самого детства учить ребенка  СЛЫШАТЬ и ПОНИМАТЬ себя.  

 

Решать эту задачу и призвана система Монтессори с её принципом свободного выбора деятельности. Малыш приходит на занятие, разнообразие среды (материалов, находящихся на полках) и свобода выбора деятельности побуждает ребёнка прислушиваться к себе: «С чем я сейчас хочу заниматься, что мне больше нравится и т.д.?». Именно в этот момент ребёнок учится делать выбор. Умение совершать выбор – умение, необходимое человеку в каждый момент его жизни, но вот качество этого выбора зависит напрямую от того, насколько этот выбор осознанный. Осмысленный, целенаправленный выбор, основанный на чётком понимании себя – вот та цель, которая является одной из основных в Монтессори методе.

 

Среда Монтессори обширна (содержит более 600 видов работы)  – здесь есть всё, что необходимо ребёнку в возрасте от  0 до 3 лет – но вот понять, что именно нужно конкретно мне в конкретный момент времени среди ТАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ – вот задача, которая стоит перед малышом. Взрослый, делая выбор ЗА ребёнка, препятствует формированию такой важной жизнеобразующей задачи!

 

В Монтессори среде есть несколько зон

 

Зона установления причинно-следственных связей. http://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/03tt.jpg

Здесь ребенок делает одно открытие за другим, пытается понять причины происходящего, последовательность и взаимосвязь событий. Он  Монтессори материалпробует, экспериментирует, ошибается и снова пробует. Ребенок вкладывает шарик в коробочку, и его будто бы нет. Но вдруг он выкатывается, и он снова есть. После 20 повторений у ребенка формируется причинно-следственная связь, что если шарик вкладывать в этот лоток, он обязательно выкатится обратно, что означает, что люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают существовать. Следующий вопрос, который у ребенка возникает: «почему он выкатывается?» и начинается новый этап исследования: повертеть, покрутить, попробовать взаимодействовать по-разному и найти ответ. Именно так развивается мышление, целеустремленность и уверенность в себе.

 

 

 

Зона развития мелкой моторики. 

Монтессори ВершинаДля освоения мира, понимания взаимосвязи вещей ребенку  нужно совершать как можно больше настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым: пересыпать, перекладывать, научиться орудовать ложкой и пинцетом, стучать молотком и резать ножом. Научившись делать это самостоятельно, ребёнок чувствует независимость от взрослого, ощущение "я могу" развивает в нём уверенность в собственных силах.   Взрослый, доверяя в пользование ребёнку такие "взрослые предметы " или "настоящую взрослую деятельность" – такую, к примеру, как  вытирание мокрого пола, подметание веником, транслирует ДОВЕРИЕ РЕБЁНКУ. "Ты можешь, я в тебя верю" – как бы говорит взрослый. Вот вам и один из механизмов рождения доверия к миру и веры в собственные силы. 

 

В среде Монтессори много материалов, работа с которыми развивает мелкую моторику. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Чем больше мелких движений освоил ребенок, тем больше связей установилось в его мозге и тем больше активизирован отдел мозга, отвечающий за речь.

 

 

 

 

Зона развития речи. 
 

монтессори педагог в зоне речиЭто место, где представлен животный и растительный мир нашей планеты в виде различных муляжей и изображений. Чем питается каждое животное; где живёт, что любит и не любит; почему домашних животных называют домашними и т.п. Для детей постарше уже другие вопросы, побуждающие их рассуждать: зачем тигру такой окрас, почему скат плоский и т.д. Для маленьких детей, учитывая их особенности восприятия, важен сенсорный опыт при знакомстве с новым понятием – чтобы по-настоящему понять, необходимо «почувствовать», поэтому так важно начинать не с картинок, а с муляжей овощей и фруктов, грибов, растений, фигурок животных, причём всё это должно быть максимально приближено к реалиям. Идеальный вариант, конечно же, познакомить ребёнка с настоящим животным, выехав летом, к примеру,  в деревню.    Детально рассмотреть, понюхать, потрогать настоящий гриб в лесу и т.д.  Но если знакомство происходит, так скажем, в домашних условиях, то рассказывая про паука и его образ жизни, лучше взять макет паутины, сделанной, к примеру, из ниток или тонкой верёвки и не только рассказывать, а показывать, как паук плетёт свою паутину, ловит мух, как передвигается по паутине и т.д. Именно поэтому в речевой зоне Монтессори среды можно встретить макеты пустыни, тайги, подводного мира, ферму, настоящее птичье гнездо, норы грызунов и другие макеты. Всё это педагоги Монтессори делают своими руками. Конечно же, есть в речевой зоне и разнообразные книги, к ним также особые требования – все картинки в них  должны быть реалистичными, чтобы не искажать формирующиеся представления ребёнка. Учитывая один из принципов построения Монтессори среды «от конкретного к абстрактному», книги – это следующий после муляжей этап, так как изображение в книге для ребёнка – это более абстрактный уровень восприятия.

 

Зона сенсорного развития. 

Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ееhttp://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/008_.jpg свойства, тем лучше работают у него все органы чувств.  В сенсорной зоне находятся  материалы, развивающие основные анализаторы, с помощью которых малыш познаёт мир – зрение, слух, осязание, обоняние и др. Здесь также происходит знакомство с цветами, фигурами и геометрическими телами, что уже в таком раннем возрасте закладывает основы к изучению символов (буквы и цифры) и геометрии (соотношение фигуры и геометрического тела). Считается, что развитие чувственного восприятия в период от 2 до 5 лет достигает предела человеческих возможностей, поэтому так важно не пропустить этот возраст. Казалось бы, какое отношение имеет знакомство с геометрическими фигурами с запоминанием букв или цифр? На самом деле, чтобы отличить одну геометрическую фигуру от другой глаз ребёнка «ощупывает её форму», анализирует её сходства и отличия от других геометрических фигур, после этого  запоминает её название. Те же процессы происходят при запоминании цифр и букв. Это всего лишь один пример на взаимосвязь сенсорной и языковой зон, но в целом, можно утверждать, что качество и полнота работы в сенсорной зоне во многом  определяет успех в математической и языковой зоне в последующем.

 

 

Зона развития крупной моторики. 

 

Детям очень важно знакомиться со своим телом и его возможностями. Именно здесь малыши начинают понимать, насколько далеко можно кинуть мяч, как я хожу, ползаю, бегаю, какую тяжесть могу поднять, а какую пока нет и т.д. Ребёнок исследует мир и свои возможности относительно него.

 

 

Зона работы с водой.
 

 зона воды в монтессори средеПомимо перечисленных групп материалов в среде есть зона работы с водой, материалы которой развивают практические навыки (переливания, зачерпывания, вылавливания, вытирания и т.п.) – в разделе «мелкая моторика» мы уже говорили о том, какое значение имеет развитие практических навыков ребёнка для развития его доверия миру, уверенности в себе, независимости, успешности. Ношение тазов, ведер, кувшинов с водой укрепляют силу рук, побуждают координировать тело в пространстве, ведь малышу так хочется  донести налитое, не облившись. Выжимание мокрых тряпок, переливание воды резиновой грушей, поролоновой губкой из тазика в тазик – все эти упражнения – прямая подготовка руки к письму. «Почему?»- спросите Вы. Почерк напрямую зависит от мышечной силы кисти руки и основных писательных пальцев, а деятельность, предлагаемая в этих упражнениях – это прямые «тренажёры» для тренировки мышечной силы.

Ценность этой зоны, помимо всего прочего, определяется её терапевтическим эффектом – в ней представлено много материалов, подразумевающих работу с водой.

 

 

 

 

 

 

Также есть зона развития творческих навыков, о которой подробно рассказывается чуть ниже.
 

Все материалы стоят на открытых полочках, находящихся в свободном доступе для ребёнка. Малыш сам выбирает себе деятельность и сам определяет её продолжительность.
 

Такая свободная работа начинается сразу после круга и продолжается до начала сказки. 
 

О какой бы зоне Монтессори среды мы ни говорили, какую бы деятельность ни имели в виду – ЛЮБАЯ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ развивает  психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ ЛЮБОГО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ и ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ РЕБЁНКА В ОБУЧЕНИИ.

 

3. Творчество

Занимаясь развитием творческих способностей детей очень важно понимать особенности возраста и простраивать среду для развития творческих способностей  смонтессори зона творчества учётом этого.

 

Уже до года малыш начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребёнка. Никакого образа в этих отпечатках ещё нет. Именно поэтому в творческой зоне Монтессори среды для этого возраста  представлены различные материалы, работая с которыми малыш набирает опыт различных способов «оставления следа».

 

Затем ребёнок начнёт заполнять все предоставленное пространство ритмическими каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь малышу «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).

 

К двум – трём годам ребёнок может начать уже собственно изобразительный этап. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения.  Самое важное – не обучать технологии передачи нашего взрослого образа путём проведения «правильных линий», а позволить ребёнку выразить своё проживание  этого образа, предоставляя ему множество различных материалов для этого.  

 

Но самое важное на наш взгляд – это развитие индивидуальности ребенка, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире. Они помогают человеку лучше приспосабливаться к изменениям, и самому изменять этот мир. 

 

Но как формировать именно творческие способности, а не способность повторить как можно точнее образец, предложенный  взрослым. Как проявить индивидуальность и собственное видение окружающего мира с помощью красок, пластилина и т.п.?

 

Главное, что требуется от взрослых – это создать условия для творческого самовыражения и развития. Тогда естественное творческое отношение к себе и окружающему не угаснет, а будет поддерживаться и закрепляться.

 

Творческая зона в Монтессори-среде идеально подходит для творческого самовыражения вашего ребенка. Здесь есть все, что может понадобиться ребенку, но самое главное, чем бы ни занялся малыш, это будет его собственное творение. Какую радость, успех и гордость испытает малыш, когда его творение увидят окружающие. Еще бы, ведь это он сам придумал и сделал, а консультант по системе Монтессори лишь направил. Нет образца для сравнения, и это самое важное, ведь взрослый всегда сделает лучше, чем ребенок, а к чему приведет осознание ребенком, что моя работа совсем не похожа на работу-образец, хотя малыш искренне стремился сделать так же.

 

Главное, что инициатором, творцом был сам ребенок!

 

 

4. Минутка сказки 

 

В конце занятия детям показывается сказка.

 

Сказки играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они знакомятся с различными моделями поведения и их последствиями (идет накопление базы опыта). Дети стремятся воспользоваться примерами положительных героев в борьбе со своими страхами и проблемами, сказки вселяют в ребенка надежду, что очень важно. Не стоит забывать и об эмоциональном аспекте сказки, а также, о пополнении словарного запаса ребенка, развитии речи и многом другом, что дает старая добрая сказка. 

 

вернуться на главную