Тел.:(423) 2-500-212

Развитие ребенка от 0 до 3

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

 

Сензитивный период – это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. Но они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Никто не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов!

 

Можно лишь создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

 

Основными сензитивными периодами возраста 8 месяцев – 3 года Монтессори выделяла следующие:

 

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

 

сензитив порядкаЭто лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

 

 

 

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

 

сензитивыВажный показатель общего психического развития ребёнка -психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.

Именно поэтому  малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками.  Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов. 

Зона крупной моторики в Монтессори-среде нашего центра на сегодняшний момент представлена бумом для хождения; каталками; мешочками – грузами  с различным наполнением и соответственно весом; различными предметами на ношение. Раньше эта зона включала в себя ещё  батут, шведскую стенку, горку, бассейн с шарами. На данный момент все эти материалы вынесены в отдельную комнату эмоционально - физической разгрузки (КЭФР) – отдельное помещение, укомплектованное материалами на снятие физического напряжения, развитие крупной моторики. 

К решению организации отдельно вынесенной среды на развитие крупной моторики мы пришли в результате анализа нашей многолетней работы. Мы увидели, что после занятий на батуте, шведской стенке, дети, перевозбуждаясь,  хуже работают в других зонах, их концентрация снижается, им требуется больше усилий для сосредоточения на работе. Именно поэтому сейчас для такой деятельности выделено отдельное время и место – КЭФР работает теперь в филиале на Светланской.

 

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

 

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует насензитиввкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. 

Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.

 

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

 

Все знают о роли развития мелкой сензитивымоторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

 

 

 

 

 

5. Период речевого развития

 

Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногосензитив речиусвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (консултант по системе Монтессори или мама).

вернуться на главную