Тел.:(423) 2-500-212

Позитивные методы сопротивления

Психолог ДРЦ Монтессори "Вершина",
Ворожбит Натэлла Багировна

Тема сегодняшней беседы: педагогическая ситуация, с которой время от времени сталкиваются родители и педагоги - сопротивление сотрудничеству.


Что же такое сопротивление? Это любое непослушание, которое проявляет ребенок: от спокойного игнорирования нашей просьбы, до откровенно агрессивного поведения в ответ на нашу просьбу или команду.

 

Может показаться удивительным, но в гуманной педагогике сопротивление приветствуется. Почему? Сопротивление в любой доступной ребенку форме – это способ выразить свое мнение, позицию,  желание и т.д. Ребенку пока не доступны более зрелые формы выражения своего мнения: не хватает опыта, словарного запаса, нет  других моделей, не развито умение управлять своими эмоциями и поведением.  Сопротивляясь, малыш посылает нам сообщение: «Моя потребность не удовлетворена, я недоволен, я с вами не согласен, мне плохо, услышьте меня»!

Мы, взрослые, хотим, чтобы дети слышали нас и выполняли наши просьбы.  Точно так же детям важно, чтобы мы прислушивались к ним.   Для того  чтобы в ребенке пробудился дух сотрудничества, ему необходимо снова и снова убеждаться в том, что мы, взрослые, с уважением относимся к его чувствам, желаниям и интересам, что мы прислушиваемся к нему так же, как и он к нам.  Позволяя малышу сопротивляться,  мы пытаемся понять, какая неудовлетворенная потребность стоит за  этим сопротивлением, договариваемся с ним о возможности удовлетворения этой потребности, и  в конечном итоге, пробуждаем у него желание сотрудничать.

 

Сопротивление приветствуется еще и потому, что посредством проявляющегося время от времени сопротивления у ребенка формируется ясное и сильное чувство «Я». Кто я? Какой я? Чем я отличаюсь от других? Как далеко распространяется моя свобода? Чего я хочу? Что мне нравится и не нравится? Что делает меня счастливым?  Чем я сейчас недоволен? Сопротивляясь, ребенок находиться в контакте со  своим  внутренним миром,  чувствами, желаниями, потребностями. Если мы запретим малышу в доступной  ему форме проявлять протест и заставим слушаться, то он потеряет контакт с собой,  и ради безопасности будет ориентироваться не на свои потребности,  а на желания взрослых.

 

Сопротивляясь, дети пытаются, во что бы это ни стало, добиться своего.  В конечном счете,  это приводит к тому, что у маленьких мальчиков и девочек развивается сильная воля. А сила воли – это фактор, который может определять их победы или неудачи  в жизни. Если с детства не готовить детей преодолевать неизбежные трудности, они вырастают слабовольными. 

 

Конечно, малыш чаще всего просто хочет убрать препятствия, стоящие у него на пути, то есть дать себе свободу за счет других.  Для этого он пускает в ход весь имеющийся у него арсенал: слезы, крик, истерику и  агрессивные действия. Взрослому очень важно в этот момент проявить терпение и позитивно направить «юного бунтаря» в нужное русло:  послушать и понять причину его недовольства, выяснить, чего он хочет, объяснить свою позицию и договориться. Если каждый раз конфликт будет разрешаться с учетом интересов обоих партнеров, то ребенок постепенно научится с уважением относиться к себе и другим людям.

 

Итак, мы выяснили, что сопротивление играет важную роль в становлении личности. И коль мы приветствуем  сопротивление, наша задача научиться понимать его причину для того, чтобы снижать накал  сопротивления и договариваться с ребенком.  

 

Второй шаг побуждения детей к сотрудничеству – слушаем и понимаем, что стоит за сопротивлением.   Психологи пришли к выводу: чтобы дети захотели отпустить сопротивление, ощутив внутреннее желание сотрудничать, необходимо, чтобы взрослые удовлетворили их потребность в  понимании, структуре, ритме и направлении.   Эти четыре потребности важны для всех детей. Однако в зависимости от темперамента ребенка одна или две потребности могут быть важнее остальных.  Существует четыре типа детского темперамента: сенситивный, активный, воспринимающий и реагирующий. У ребенка может быть один темперамент, но ярко выраженный или два и более - но менее выраженных. Количество вариаций бесконечно, поэтому все дети уникальны и требуют различного подхода.

 

Сенситивные дети – уязвимы и чувствительны. Они более впечатлительны  и эмоциональный след от события у них длится дольше. Для того, чтобы приспособиться к какой-то ситуации или привыкнуть к новому человеку, им необходимо понять, какие чувства эта ситуация и этот человек у них вызывают. Когда они осознают свои чувства, то охотнее идут на какие-то перемены.  Сенситивные детки часто жалуются, это часть их натуры. Дело в том, что чувства переполняют их и поэтому им необходимо поделиться со своими переживаниями с кем-нибудь.  Понимание нужно всем детям, но сенситивным оно нужно больше,  чем другим.  Встречая понимание со стороны взрослых, эти дети легче отпускают свое сопротивление.

 

Активных детей меньше всего заботят чувства и переживания.  Их гораздо больше интересует способность воздействовать на окружающий мир.  Они в первую очередь стремятся действовать и добиваться результатов. Эти детки непрестанно хотят двигаться вперед, лидировать, и делать все по-своему.  Им необходима структура деятельности,  иначе они легко выходят из-под родительского контроля. Что такое структура? Это знание  и понимание плана действий, правил,  и определение лидера. Практически везде, где бы мы не находились, наша жизнь регулируется правилами. И если мы заранее не договоримся с активным малышом о необходимых ограничениях, он  сразу же установит свои правила и порядок,  и будет действовать по своему усмотрению, не беря во внимание интересы других людей.  С таким ребенком проще заранее договориться, чем потом останавливать его в процессе деятельности. Естественно такие сильные дети чаще будут сопротивляться взрослому, который проявляет слабость и нерешительность, не умеет договариваться заранее и контролировать выполнение договора.

 

Дети реагирующего темперамента общительны, дружелюбны, ветрены и непостоянны.  Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить им жизнь.  Эти дети любят перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться. Они постоянно отвлекаются и поэтому им необходимо, чтобы их терпеливо направляли к той или иной деятельности. Они в меньшей степени нуждаются в понимании и в структуре и в большей степени — в отвлечении и направлении. Стоит отвлечь такого ребенка чем-то интересным, и в нем сразу просыпается та сторона его существа, которая готова к сотрудничеству.

 

Дети воспринимающего темперамента больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, чего ожидать от будущего, чтобы успеть переключиться, настроиться и подготовиться.  Им требуется больше времени, чем остальным детям, на любую деятельность, но они непременно выполняют ее как следует. Новые ситуации, когда дети не знают, что произойдет, вызывают у них сопротивление. Необходимость быстро принимать решение может привести к отказу от сотрудничества. Этим деткам очень важен режим, повторяемость и ритм.

 

Конечно, в рамках нашей беседы нет возможности рассказать все, что необходимо знать, о причинах сопротивления ребенка и способах преодоления этого сопротивления. Более полную информацию можно получит на консультации психолога.

 

А в следующий раз мы поговорим о способах позитивного мотивирования детей, а также о важности и необходимости этого процесса.

вернуться на главную