Тел.:(423) 2-500-212

Позитивное мотивирование

Натэлла Багировна Ворожбит,
психолог ДРЦ Монтессори «Вершина»

Психолог ДРЦ Монтессори Вершина

Сегодня мы поговорим о том, как правильно мотивировать детей, чтобы пробудить в них естественное желание сотрудничать.

 

Мотив всегда связан со стремлением детей и взрослых удовлетворять свои желания и потребности.  Соответственно,  можно мотивировать, предлагая удовлетворение потребностей или угрожая  ущемлением этих потребностей. В первом случае – это позитивное мотивирование, а во втором – негативное.

 

Когда мама говорит ребенку: «Если ты не уберешь за собой игрушки, больше ими играть не будешь» - это негативное мотивирование.  Позитивно мотивируя малыша, мама  скажет примерно следующее: «Если ты готов  убрать на  место свои игрушки, сможешь играть с ними в следующий раз».  Во втором случае мама опирается на заключенный с малышом договор: он  может играть  только с теми игрушками, которые готов затем самостоятельно или при помощи взрослых убирать на место. Если такого договора нет, то и второй вариант звучит как угроза.

 

При авторитарном стиле воспитания   детей контролируют и   стимулируют главным образом при помощи страха. Когда ребенок не слушается, то взрослые  инстинктивно прибегают к угрозам. Они говорят или подразумевают следующее: "Если ты не будешь слушаться, то у тебя возникнут проблемы".  Малыша сдерживают, угрожая насилием, болью или лишением чего-либо важного.  

 

И действительно, страх позволяет авторитарным родителям легко манипулировать детьми и быстро добиваться желаемого.  Но в этом случае они жертвуют самым главным: психологическим здоровьем малышей.  В ответ на манипуляцию активные дети бунтуют и приобретают агрессивную модель взаимодействия с окружающими, а малыши спокойного темперамента вскоре ломаются и  становятся покорными воле других.   И агрессивные и покорные дети вырастают, не умея сотрудничать и выстраивать партнерские отношения с людьми, поскольку  сотрудничество предполагает взаимное уважение и договор на этой основе.

 

Альтернативой наказанию является признание достоинств ребенка.

 

Для чего необходимо отмечать и признавать личные успехи ребенка и позитивное поведение и не фокусироваться на негативном поведении?  Чтобы понять это, необходимо  разобраться в  причинах негативного поведения.  Первая  (и важнейшая причина) заключается в том, что "плохое поведение" необходимо для  сохранения  связи со своими внутренними чувствами.  «Плохое поведение»  и есть сопротивление, а сопротивление мы всячески приветствуем. Когда дети сопротивляются, а мы даем им понимание, структуру, направление и ритм, таким образом, мы помогаем им обрести связь со своими чувствами, и дети успокаиваются. Значит, порицать ребенка за «плохое поведение»  оно же сопротивление – нелогично. 

 

Вторая причина «плохого поведения» - это реакция родителей на непослушание. Если родители обращают много внимания именно негативному поведению, то дети продолжают вести себя негативно, поскольку они хотят внимания родителей любым способом.  Если же взрослые станут  больше обращать внимания на позитивное поведение, то ребенок чаще будет вести себя позитивно.

 

Позитивная обратная связь

 

Если гуманный педагог или родитель хочет исправить поведение ребенка, то делает это только в позитивном ключе.  Например, вместо  того чтобы сказать: «Прекрати сейчас же разговаривать со мной таким тоном», он попросит: «Скажи мне, пожалуйста,  спокойно, чего ты хочешь.  Мне неприятно, когда на меня кричат».

 

Когда малыш забыл о правилах поведения в группе, его направят в нужное русло: «Ходи, пожалуйста, шагом» или «Говори, пожалуйста, тише».

 

В данных случаях, вместо того, чтобы командовать, критиковать или осуждать ребенка, взрослый просто дает ему конструктивную модель поведения.  Позитивное воспитание  сосредотачивается на последствиях «хорошего» поведения вместо того, чтобы обращаться к последствиям  «плохого» поведения.  

 

Но необходимо помнить: если мы слишком часто направляем детей в нужное русло пусть даже и в гуманном ключе, то позитивный эффект теряется, и дети воспринимают наши слова как замечания. 

 

Они перестают слушать взрослых, поскольку не получают достаточного признания хороших действий.   Поэтому  всякий раз,  исправив поведение ребенка, необходимо как минимум три раза отметить его успехи и достижения в том же направлении, то есть  дать позитивную обратную связь. Чтобы уравновесить негативное, позитивного нужно больше.

 

Например, педагог Монтессори сада просит старшего ребенка, который по какой-то причине недружелюбно относиться к младшим: «Пожалуйста, прояви терпение и объясни еще раз словами Ванечке, что ты хочешь.  Ведь малыши еще не научились  контролировать свое поведение,  и они нуждаются в нашем понимании». Затем педагог обязательно отмечает его конструктивные действия в этом направлении: «Спасибо, что ты помог Пете завязать шнурки», «Ты так здорово объяснил Диане, почему необходимо чистить зубки перед сном, что она сразу все поняла и теперь делает это без напоминания». «Спасибо тебе, что ты подобрал Федину игрушку.  Малыши пока еще могут забывать свои вещи на улице и поэтому  иногда им необходима наша помощь».

 

Вместо того чтобы выискивать ошибки ребенка и обращать внимание на них, гуманные педагоги  и родители стараются "ловить" малыша на моментах, когда он делает что-то хорошее. Если всякий раз,  когда ребенок движется в верном направлении, взрослые  признают его успехи,  он продолжает  и впредь  вести  себя конструктивно.

 

«Спасибо, что ты услышал меня».  «Я вижу,  ты изрядно потрудился: у тебя в комнате просто идеальный порядок»!  «Здорово, ты самостоятельно  убрал на место все свои игрушки»! «Ты сегодня целый день  был терпелив с братиком и договаривался с ним. Я горжусь тобой»! «Ты сделал это сам  от начала до конца»! «Спасибо, что ты позаботился  о нас с папой».

 

Отмечая позитивное поведение ребенка, вы помогаете ему видеть в себе успешного и хорошего человека.  Признание достоинств усиливает мотивацию,  самоуважение, укрепляет уверенность в себе, побуждает  детей не сомневаться в своих решениях и  ставить новые цели, развивает чувство ответственности.

 

В работе с современными детьми очень важно и направлять их в нужное русло таким образом, чтобы они научились достигать успеха, а не фиксироваться на неудачах и ошибках. Многочисленные исследования показывают, что взрослые, избегающие ситуаций, в которых они могут потерпеть неудачу, редко добиваются успеха.  И напротив, успешные люди всегда нацелены на результат, а ожидание возможных неудач не уменьшают их активность.

вернуться на главную