Тел.:(423) 2-500-212

Причины школьной дезадаптации

или Почему не хочет учится

 

Психолог ДРЦ Монтессори "Вершина",

Ворожбит Натэлла Багировна
 

Родители учеников начальной школы все чаще приходят на прием к психологу со схожим описанием своего беспокойства: ребенку трудно встроиться в школьную жизнь и коллектив детей.  

 

«Учителя говорят, что он умный, а в тетради одни двойки», «На уроке крутится и отвлекается, не дает работать всему классу», «Все только в работу включились, а он уже устал», «Вроде бы старался в начале, а теперь совсем руки опустил».

 

К сожалению, в сложившейся ситуации взрослые часто склонны обвинять ребенка: ленив, характер испорченный, не старается.


 Давайте разберемся, так ли это?


Каждый год первого сентября родители приводят в школу мальчиков и девочек   примерно одного календарного возраста – плюс-минус 7 лет. Им предстоит заниматься по общей программе, рассчитанной на ребенка, мозг которого полностью сформирован для ее усвоения.

 

Однако каждому человеку присущ свой собственный темп развития, и эти дети могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст.

 

Первоклассникам, которые пока находятся на пути к созреванию, скорее всего, будет непросто управлять своим поведением в школе.  Вполне вероятно, им  будет нелегко запоминать необходимую информацию, концентрировать и удерживать внимание на работе, планировать и контролировать свою деятельность. Может случиться, что у такого малыша ко времени поступления в школу будет еще недостаточно развита речь, абстрактное мышление и координация мелких движений.

 

Естественно, те дети, которые пришли в школу полностью зрелыми, находятся в более выгодном положении уже на старте.  Прогноз на обучение оптимистичный: как правило, они схватывают все на лету, занимаются дополнительно языками музыкой и т.д.

 

Мальчики и девочки, не вполне достигшие так называемой школьной зрелости к семи годам, вынуждены будут работать в режиме перенапряжения, чтобы более или менее удовлетворительно освоить программу.

 

дезадаптация первокласника

Есть дети, для которых обучение в общем потоке оказывается особенно трудным.

 

Мозг этих ребят, конечно же, тоже созреет, но к тому времени, когда это произойдет, другие дети вместе с программой уйдут далеко вперед.

 

Насыщенная программа не учитывает индивидуальных особенностей этих ребятишек, пропуски по болезни, не дает поблажек при весенней усталости и колебаниях работоспособности. У детей нет возможности остановиться и перевести дыхание, восполнить пробелы или просто укрепить недостаточно твердые знания.

 

Те ученики, которые не успевают за общим темпом и нарушают школьные требования в силу разных причин, получают больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний. Следствия не заставляют себя долго ждать. Через какое-то время ребята теряют уверенность в себе, приобретая взамен тревожность, страх перед плохой отметкой и наказанием.

 

советы психолога по дезадаптации школьникаРодители и педагоги, к сожалению, редко становятся таким детям добрыми друзьями, которые терпеливо помогают, эмоционально поддерживают и укрепляют веру в свои силы. Чаще всего взрослые, ожидания которых малыш не оправдал, ругают, наказывают, высмеивают его, ставят в пример более удачливых учеников.  Поэтому обидное и болезненное чувство несправедливости происходящего ребенок, как правило, переживает в одиночестве.

 

Дети, попавшие в такую ситуацию, постепенно теряют веру в себя и надежду на то, что череда их школьных неудач когда-нибудь закончится.   Чувствуя себя неуспешными и ненужными в школе, ребята  постепенно теряют к ней интерес. Некоторые школьники, защищаясь от стресса дезадаптации, агрессивно самоутверждаются, другие, наоборот, становятся замкнутыми и апатичными.

 

Как помочь ребенку?
 

В первую очередь необходима аналитическая диагностика, которая поможет родителям понять особенности развития ребенка и причины его дезадаптации.

 

Соматоневрологическое исследование направлено на выявление особенностей нервно-психического и физиологического здоровья.

 

Психологическое исследование поможет оценить интеллектуальные возможности ребенка, особенности его эмоционально-волевой и личностной сферы, умственную работоспособность, умение концентрировать и удерживать внимание и т.д.

 

Педагогическое исследование позволит оценить соответствие усвоенных ребенком учебных навыков требованиям программы, скорость приобретения навыков, их устойчивость, и темп усвоения программных знаний.

 

Логопедическое исследование необходимо для анализа состояния звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, а также владения словарем и грамматическим строением родного языка.

 

монтессори школа - выбор многихСледующий шаг – определение формы обучения, соответствующей индивидуальным особенностям ребенка.  Взрослым, особенно родителям,  необходимо позаботится о том, чтобы ребенок проходил обучение в максимально комфортной для него форме.  В нашей стране самые распространенные варианты – это классы коррекционно-развивающего обучения и индивидуальное обучение на дому. 

 

Когда-то на Руси было широко распространено гувернерство. В наше время, когда детям необходима помощь, родители приглашают репетитора.  И в том и другом случае цель одна – обеспечить индивидуальный подход, для того чтобы максимально раскрыть ресурсы ребенка, сохранив при этом его физическое и психологическое здоровье.

 

http://fmclub.info/wp-content/uploads/2012/03/1-bolbwa9-kopiya-620x416.jpgВ основе самого гуманного на сегодняшний день подхода в обучении – Монтессори педагогики – тоже лежит личностно ориентированный подход.

Европы, Америке, Японии и Индии широко распространены Монтессори школы, где все дети учатся в собственном темпе, с учетом возможностей, физиологических потребностей и особенностей развития.

 

Ребенок в такой школе никогда не станет заложником временных границ программы или школьных амбиций родителей.

 

Благодаря прогрессивно настроенным родителям Монтессори движение набирает силу и в нашей стране. Родители и дети выбирают Монтессори подход, поскольку его ценности   на сегодняшний день максимально отвечают тенденциям времени.  

 

Современный мир нуждается в свободном, уверенном в себе человеке, который позитивно относится к себе, к людям и миру в целом, который способен стать хозяином своей жизни.

вернуться на главную