Как воспитать гения
Ольга Пак, «Золотой рог».
Знакомство с миром взрослых
Если большинство НДОУ придерживается принципа группового воспитания, то в последнее время набирает популярность воспитание по системе Монтессори - способ индивидуального обучения в группе.
"Система Монтессори - система саморазвития ребенка в специально разработанной, дидактически подготовленной среде, где ребенок сам выбирает себе деятельность, сам определяет время работы и контролирует свои ошибки, - разъясняет руководитель детского развивающего центра Монтессори "Вершина" Татьяна ВЫШИНА. - Фронтальные занятия, когда педагог, объединив детей в группу, дает всем одно и то же задание, сведены к минимуму. Что стоит за понятием дидактически подготовленная среда? Речь идет о Монтессори-материалах, с помощью которых, дети учатся пересыпать, переливать, шнуровать ботинки, стирать, гладить, готовить салаты, чистить обувь и многому-многому другому. Что самое главное - учатся они этим навыкам не "понарошку", а с реальными взрослыми вещами. Класс оборудован настоящими тазами, мылом, есть стиральная доска, обувной крем со щетками, терки, овощерезки - все из мира взрослых. В классе Монтессори множество материалов, направленных на развитие и утончение зрения, слуха, осязания, обоняния, а также тех чувств, которые обучают ребенка математике, развитию речи, письму и чтению, но вот что и когда из всего этого многообразия выберет ребенок, решает он сам".
Досье
Система названа по имени ее автора, выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, педагога и психолога Марии МОНТЕССОРИ (1870-1952 гг.). Большое распространение система получила в Голландии, Японии, США, Нидерландах. В СССР систему пытались внедрить в военные годы, но в условиях тоталитарного режима она не могла быть принята: диктаторам не нужны были ответственные, независимые, самостоятельно мыслящие личности. Более 10 лет назад в Москве, а затем и в других городах России стали появляться первые Монтессори-группы. Во Владивостоке такая группа возникла около 5 лет назад. Дефицит квалифицированных Монтессори-педагогов и дороговизна Монтессори-материалов (более $10 тыс.) значительно сдерживает темпы распространения этой системы в России.
"Свобода выбора появляется у ребенка сразу, как только он переступает порог класса: только он сам знает, что ему нужно развивать именно сейчас, - подчеркивает Татьяна Игоревна. - Вместе с тем здесь есть некоторые ориентиры: у детей от 0 до 6 лет есть периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам: например, читать, считать или писать. При этом задача Монтессори-педагога - помочь малышу распознать потенциал и реализовать его.
Полная версия http://www.zrpress.ru/zr/2006/79/18