Принципы Монтессори педагогики
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям.
При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы.
Лейтмотивом метода Монтессори является поддержание естественной радости ребенка от учения.
По методике Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии со своими интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Основные принципы Монтессори-системы |
Как реализовать |
Чего достигаем, |
Педагогические принципы |
||
СВОБОДА ВЫБОРА |
Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. |
В результате ситуации выбора
|
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ |
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды. |
|
КОНТРОЛЬ ОШИБОК |
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. |
|
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ |
Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку). |
|
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ |
Соблюдение правил: |
|
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ |
Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. |
|
ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ |
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
|
Такой вид работы способствует:
|
Психологические принципы |
||
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ |
Помоги мне это сделать самому! |
|
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО |
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. |
|
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА |
Не сравнивать ребенка с другими. |
|
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори |
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!