Тел.:(423) 2-500-212

Младенцы Монтессори (Монтессори интернет-журнал)

Монтессори Интернет журнал
Практикум для педагогов/ Мастер-класс 

 

 Несколько месяцев назад в Детском развивающем центре «Вершина» (г. Владивосток) появилась необычная Монтессори группа. Предназначена она для малышей от 2 месяцев до 1 года. Теперь можно с уверенностью сказать, что первый в нашей стране эксперимент по созданию Монтессори группы для новорожденных удался.

 

Об особенностях этой группы мы попросили рассказать руководителя ДРЦ «Вершина» Татьяну Вышину.

 

- Как возникла идея создать такую группу у вас в Центре?

 

- Впервые задуматься о специальной группе для этого возраста нас побудили родители. Они приходили на занятия с двумя детьми, и старший активно занимался среде, а младшему, по большей части, приходилось бездействовать. Но окончательное решение разработать специальную стимульную среду для малышей до года пришло после приезда наших коллег из Кореи. Руководитель Корейской Монтессори Ассоциации и директор института Монтессори образования в Сеуле Янг сун Джан (YoungsoonJun) привезла фильмы о своей работе. Там мы впервые увидели, как работают такие группы в Корее.

 

- С какими трудностями пришлось столкнуться при создании группы для младенцев?

 

- Создавая развивающую среду для детей от 0 до года, мы обнаружили острую нехватку развивающих материалов. И это при том, что магазинные полки буквально завалены различными развивающими пособиями. Мы стали профессионально изучать каждое пособие, которое планировали разместить в группе. И тут нас ожидало разочарование. При вдумчивом рассмотрении почти в каждом мы обнаруживали сочетание огромного количества развивающих задач. При этом каждая задача мешает другой, осложняет процесс освоения. К примеру, игрушка одновременно может и звенеть, и быть ярко окрашенной, и вращаться и, иметь шершавую поверхность. Ребенок, манипулируя ей, получает сразу массу ощущений. Зачем? Гораздо важнее для него в этом возрасте эти ощущения дифференцировать. А с такими игрушками малышу трудно насладиться, например, только мягким звуком, или приятной на ощупь текстурой. Все сенсорные ощущения ребенок получает одновременно, отчего может даже перевозбудиться.

 

Поэтому практически все материалы, представленные в среде для детей этого возраста, педагоги центра вынуждены были делать своими руками. Тщательно изучив особенности и проявления высших психических функций детей этого возраста, особенности формирования мозговых структур, нервной системы, мы начали разрабатывать материалы, которые не только отвечают особенностям данного возраста, но и соответствуют требованиям Монтессори метода. Разработка среды стала самым сложным этапом в запуске нашего нового проекта. Изготавливали материалы всем педагогическим коллективом. Но результат нас обрадовал: благодаря занятиям, к десяти месяцам дети могли делать то, что в большинстве случаев делают в 1.2 года, а главное - осваивали они всё это с удовольствием!

 

И мы, и родители понимаем, что это благодаря тому, что младенцы пребывали в созданной именно для них Монтессори среде.

 

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о среде и материалах, которые пришлось создавать для нее.

 

- Мы сами создавали материалы на развитие зрительного восприятия, слухового, тактильного чувства, зрительно-моторной координации. Из них создается среда для детей этого возраста. К примеру, на развитие ощущений, в среде есть различные по текстуре рукавички: мамочка поглаживает ими разные части тела ребенка. Малыш получает удовольствие от пушистой и начинает кряхтеть от шершавой. Он уже показывает, что приятно для него, а что не очень. В это время образуется множество связей в коре головного мозга. Разные на ощупь покрывальца, в которые заворачивают малыша и которые ему можно рассматривать. Расцветка соответствует особенностям восприятия младенцев – контрастные цвета и четкие линии. Для развития зрительного внимания и остроты зрения созданы специальные таблицы. Для развития слуха есть специальные шумовые игрушки, тоже изготовленные руками Монтессори педагогов нашего центра. Моторику развивают специально созданные подвесные модули, которые малыш должен захватить ручками. Они тоже проработанны с учётом особенностей восприятия ребёнка этого возраста. Специальные валики и гимнастический мяч помогают ребенку овладеть навыками ползанья и развить крупную моторику. Черно-белые портреты помогают эмоциональному и зрительному развитию.

 

- В чем особенность работы педагога в группе для младенцев?

 

- Педагогу приходится консультировать маму. Обученный педагог-психолог помогает эффективному взаимодействию мамы с младенцем, подсказывает, как использовать различные материалы. Так же педагог обучает маму элементарным приемам материнского массажа. У нас это происходит с использованием народных потешек, что не только помогает правильно развиваться мышцам младенца, развивает тактильные ощущения, но и укрепляет эмоциональную привязанность мамы и малыша.

 

- Сколько длится занятие в этой группе?

 

- Столько же, сколько и занятие для детей от восьми месяцев до трёх лет. У нас - это полтора часа. На занятиях присутствуют вместе - и младенцы и 2-3 летние дети, что способствует социализации ребенка и обеспечивает эмоциональное развитие всем участникам занятий.

 

- Какие впечатления от группы у мам?

 

- Первыми воспитанниками стали, конечно, малыши, чьи братики и сестренки уже посещали или посещают наш центр. Мамы рады, что теперь новорожденные могут находиться в развивающей среде практически с момента рождения. Вот отзыв мамы - Добролюбовой Оксаны: "Моей дочке Ксюше - два месяца. Уже месяц мы посещаем группу для младенцев. Я здесь просто «расту» с каждым нашим занятием как мама: узнаю много про то, как можно грамотно давать ребёнку то, что ему нужно в этом возрасте. И мой малыш подтверждает это! Педагог учит меня лучше понимать моего ребёнка, вдумчиво и деятельно наблюдать за ним. Я счастлива, что могу качественно посвятить это время своему маленькому, но уже такому любознательному человечку!"

http://www.montessori-press.ru/training_for_teacher/masterclass/detail.php?ID=2232

вернуться на главную