Нужно ли уберегать детей от ошибок?
Довольно часто родители обращаются к психологу с такими запросами:
"Мой ребенок совсем не может проигрывать - сразу слезы и обиды".
"Сын очень злится и плачет, когда у него что-то не получается".
"Моя дочь любит рисовать, но отказывается ходить в изостудию, поскольку боится неуспеха".
У всех этих детских проблем один корень - страх ошибки и непринятие себя в ситуации неуспеха.
"Мы никогда не критиковали его! Как же так получилось"?! - искренне недоумевают родители.
Действительно, как же может сформироваться страх ошибки у детей, которых не ругали за неуспех и не хвалили за каждую мелочь?
Дело в том, что некоторые мамы и папы хотят, чтобы их дети были успешны во всем. Причины разные: одни укрепляют свою родительскую самооценку, другие хотят, чтобы дети выросли уверенными в себе и опорными.
Чтобы реализовать свое страстное желание, родители постоянно держат ребенка в тонусе: напоминают, дают готовые решения, задают контролирующие вопросы, самоотверженно помогают ему при всех трудностях и т. д.
Итог закономерен: ребенок действительно справляется с большинством задач, ведь у него такие сильные помощники!
К сожалению, у этой псевдоуспешности есть обратная сторона: такие дети не знают, что такое потерпеть неудачу и поэтому боятся ее как огня!
Они лишены возможности понять, что ошибки не делают нас неудачниками, а напротив - дают нам бесценный опыт.
Детям с мотивацией избегания неудачи совсем непросто рисковать при необходимости, они не готовы преодолеть препятствия и мужественно принимать проблемы как данность.
Будучи взрослыми, они могут проваливаться в депрессию от внутреннего конфликта, когда необходимо быть активными, страшно выходить из зоны комфорта.
Дорогие родители, как бы удивительно это не звучало, позвольте детям ошибаться и усвоить, что ошибки - это часть повседневности, дайте им возможность проиграть и пережить этот опыт без драмы! Только при таком условии наши дети вырастут по-настоящему сильными, уверенным в себе и счастливыми!
В следующей статье мы поговорим о том, как учить детей проигрывать.