МОНТЕССОРИ-СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ , Как проходят занятия и роль Монтессори-педагога
Как проходят занятия
В Монтессори-образовании, несмотря на индивидуальный подход к каждому ребенку, огромное значение уделяется общению детей, формированию у них навыков сотрудничества. Так, каждое занятие начинается с круга. Все детки, пришедшие на занятие, садятся в кружок вместе с педагогом (если на занятии деток шесть человек или более, то педагога два) на стульчики или на коврик, и начинается таинство общения.
Как правило, в начале учебного года много внимания уделяется знакомству ребят и их адаптации друг к другу, умению посмотреть в глазки, дотронуться, поздороваться. Вот вы сколькими способами умеете здороваться? А у нас детки сами предлагают разные способы – и глазками (моргать), и ножками (дотронуться), и ручками. Позже, согласно плану, разработанному педагогами с учетом интересов детей, детки на кругах могут узнавать о себе и окружающем мире, при этом главное в круге – услышать мнение каждого ребенка, научиться уважать соседа и слышать его, договариваться, одним словом,
общаться! Ну, познание новой интересной темы всегда происходит сенсорно – осень можно подержать в руках в виде опавших листиков или сочных плодов, зиму растопить в ложке над свечкой, а весну попробовать в витаминном салате… Можно также, накруге, узнать (из сообщения ребенка!) почему мы должны беречь акул или медведей и откуда берется лава в вулкане…
Длится круг недолго – около 15 минут, далее все расходятся по классу работать с материалами Монтессори – можно работать одному самостоятельно, можно с Монтессори-педагогом, можно в паре с кем-то, можно с группой – ведь выбор партнера – это тоже одна из свобод Монтессори-системы.
В конце занятия ребята снова могут собраться в кружок и поделиться друг с другом какими-то интересными открытиями, сделанными ими на занятиях.
Роль Монтессори-педагога
Основной задачей Монтессори является создание условий для «нормализации» ребёнка (термин Монтессори). Нормализация, другими словами гармонизация психического, физического и ментального уровня, достигается через понимание потребностей конкретного ребёнка и обеспечение возможностей их удовлетворения. Это можно сделать только в условиях свободной работы, когда у ребёнка есть возможность проявлять себя, а у педагога наблюдать.
Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).
Каждый ребёнок имеет право выбора на продолжительность работы, именно это учит навыкам саморегуляции и обеспечивает индивидуальный темп работы.
Анализируя индивидуальные проявления ребёнка – сферу интересов, темп освоения среды, личностные особенности, Монтессори педагог выстраивает индивидуальный подход к каждому ребёнку, тем самым создавая условия для его раскрытия!
Благодаря чётким образовательно – воспитательным принципам, которыми руководствуется Монтессори – педагог во взаимодействии с детьми и по которым происходит работа в классе, у детей формируется позитивная самооценка, развиваются инициативность, само-стоятельность, уверенность; формируется умение делать выбор и нести за него ответственность.
Такие задачи требуют от педагога хорошего уровня психологических знаний и умений.
- Одной из задач Монтессори-педагога можно назвать сохранение природной любознательности ребёнка - интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
Монтессори – педагог делает всё, чтобы ребёнок стал активным участником обучения.
- Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
- Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.
- Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по-настоящему ему понятен.
- Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
- Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале.
- В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
- Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.
- Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогает детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность!