Тел.:(423) 2-500-212

Направления для детей от 0 до 3 лет и занятия от 3 до 6 лет реализует Детский центр развития "Вершина Монтессори"
Направление "Детский сад - школа" реализует ЧОУ школа - детский сад "Вершина Монтессори"

Путь к нормализации - одна из главных целей в Монтессори образовании

Одной из основных целей Монтессори педагогики сама Мария Монтессори считала процесс нормализации как общего психоэмоционального состояния ребенка, когда он чувствует себя удовлетворенным. Она призывала взрослых увидеть в каждом ребенке индивидуальную неповторимую личность, помочь детям раскрыться, найти путь к себе, вырасти гармоничной личностью.

«Только «нормализованные» дети, которым помогает ок­ружающая обстановка, демонстрируют в своем последующем развитии те удивительные способности, которые мы опи­сываем: спонтанную дисциплину, непрерывную и радостную работу, чувство взаимопомощи и сострадания.

Чтобы помочь такому развитию ребенка, недостаточно обеспечить его случайно выбранными вещами, — мы долж­ны организовать пространство «возрастающего интереса». В результате этого складывается образовательная методика, основанная на психологии детского развития».                                               

Мария Монтессори.

 

Что это за окружающая обстановка и пространство, с помощью которого происходит процесс нормализации? Одно из самых важных средств на пути к нормализации – это тщательно подготовленная среда! Удивительно, но в развитии личности ребенка Мария Монтессори ставит во главу не взрослого, который мог бы воспитывать ребенка, как это принято в традиционных образовательных учреждениях, а именно подготовку среды! Безусловно, взрослый, который является частью среды, тоже очень важен, но его основной задачей является умение НАБЛЮДАТЬ и идти за потребностями ребенка! Для развития гармоничной личности, взрослому необходимо знакомиться с индивидуальностью ребенка. Основываясь на многочисленных наблюдениях, Монтессори пришла к выводу, что ребенок строит себя сам! Т.е. не благодаря взрослым, их нравоучениям, а за счет собственных усилий. Она говорила про «внутреннего учителя», про то, что в ребёнке уже все заложено природой! Нужно только дать ему раскрыться, каждому в свое время и в своем темпе... А взрослый должен идти индивидуально ЗА ребенком, помогая ему раскрыться.

 

Какая должна быть среда, какими материалами наполнена, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребенка согласно возрасту – знают наши специалисты раннего детства, которые проходили специальную подготовку и обучение Монтессори методу по АМИ стандарту – стандарту высшего эталона качества.

 

Нормализация приходит через «сосредоточение» на опре­деленной работе. Для этого мы должны предоставить «стиму­лы к деятельности», настолько хорошо отвечающие интересам ребенка, что они привлекают его пристальное внимание. Ус­пех зависит от использования предметов в тех целях, для ко­торых они были созданы, и это также способствует «интел­лектуальному упорядочиванию» ребенка.

 

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СРЕДА – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОНТЕССОРИ СРЕДЫ

 

  • КОМПЛЕКТАЦИЯ СРЕДЫ – ЕЕ НАПОЛНЯЕМОСТЬ

Как уже упоминалось выше в цитате: среда наполнена не случайными вещами по усмотрению отдельного специалиста, а скомплектована по всем принципам метода научной педагогики. «Ребенок выбирает то, что помогает ему строить себя. Сначала у нас было много игрушек, но дети всегда их игнорировали. В каждой стране про­исходило одно и то же. Мы руководствовались предпочтениями детей даже при выборе формы и интенсивности цвета при ок­раске».

 

Комплектация среды должна отвечать потребностям возраста группы. Как мы писали ранее, при переходе на АМИ стандарт среда претерпела колоссальные изменения. Взрослому важно создать такую среду, чтобы каждый ребенок в группе смог найти тот вид деятельности, который бы отвечал именно его индивидуальным потребностям. Если ребенок находит в среде те материалы, которые его притягивают, к которым он возвращается снова и снова, от работы с которыми он получает истинное удовольствие и не чувствует усталости, значит, ребёнок нашел, что может отвечать его истинной потребности. И благодаря погружению с огромным интересом в такую работу у него развивается концентрация. Работа, которая его гармонизирует и отвечает его потребностям, которую он хочет повторять, сколько бы он не работал по ее продолжительности, она приносит ему радость и удовлетворение. Концентрация – это и есть путь ребенка к нормализации.

 

«Дети в наших школах доказали нам, что их истинное жела­ние — постоянно работать, чего раньше никто не подозревал, так же как никто раньше не замечал способности ребенка спонтанно выбирать себе работу. Следуя внутренним ориен­тирам, дети занимали себя тем (у каждого это было свое), что приносило им безмятежность и радость».

 

  • СВОБОДА ВЫБОРА.

Следующий важный принцип в формировании среды – предоставление ребенку свободы в выборе материалов. Если детям предоставлена свобода в подготовленной среде согласно определенной возрастной группе каждого, то у них есть возможность повторять свои собственные уроки столько, сколько им захочется. Так они учатся сосредотачиваться и учиться без усилий и с удовольствием, что приводит ребенка в состояние нормализации, в котором каждый может раскрыть свой индивидуальный внутренний потенциал. И тогда – писала Мария Монтессори - взрослый увидит индивидуальную личность и перестанет делить детей на плохих и хороших, капризных и послушных, неуправляемых и застенчивых. Свобода выбора деятельности учит ребенка чувствовать себя, свои потребности и быть активным в их удовлетворении - по сути,  это развитие активной жизненной позиции!  

Ребенок не пассивно ждет предложений и указаний от взрослого  в том, чем ему заняться, как это часто бывает в традиционном образовании, где один определенный урок сменяет другой. Свобода в выборе материала, выбор в продолжительности занятия с одним материалом, последовательность выбора в материалах – все это обуславливает саморегуляцию ребенка! У каждого есть свои индивидуальные периоды по времени для отдыха и концентрации – это зависит от особенности психической активности каждого ребенка. Так ребенок научается  быть в контакте с собой и не зависеть от чужого желания. «Свобода действий делает личность целостной и развивает её» –  писала Мария Монтессори.

 

Опять же взрослый на занятии должен быть настолько внимательным в своих наблюдениях, чтобы в свободе выбора ребенка увидеть именно его интересы. При универсальности основных законов развития есть индивидуальный темп созревания нервной системы, особенности темперамента, характера, которые определяют и темп, и скорость, и прежде всего интересы ребенка. Безусловно, и специалисты, и ассистенты должны обладать знаниями психологии и  Монтессори педагогики. Поэтому «Вершина» очень щепетильна в отборе персонала и  много времени уделяет его обучению: ежегодно в «Вершине» проходят курсы повышения квалификации, организован непрерывный рост специалистов под руководством наставников. Ведь в столь раннем возрасте взрослый еще является очень значимым для ребенка. И если не точно подмечать истинные потребности детей, они могут выбирать те материалы, которые работают на похвалу или на избегание порицаний, т.е. на обслуживание внешних мотивов, а  это путь не к себе, а от себя.

 

  • КОНТРОЛЬ ОШИБОК.

В своем выборе ребенок свободен от любого контроля со стороны взрослых, на его выбор влияют только его внутренние силы. Ребенок действует, опираясь на свою природу, у него есть инстинкт освободиться от контроля взрослого. Задачей специалистов и ассистентов раннего детства является сделать любого ребенка в группе независимым от взрослых. И в первую очередь в достижении этой задачи помогает правильно выстроенная эргономичная среда (более подробно об особенностях среды мы писали в разделе Нидо).

 

Еще одним важным принципом в решении задачи независимости является принцип «контроль ошибок» - так этот научный принцип назвала сама Мария Монтессори:

«Дети в школах обычного типа часто не имеют представления о том, что делают ошибки. Они делают их бессознательно и совершенно равнодушно, потому что исправлять их — это не их дело, а учителя! Как же далеко это от нашего собственного представления о свободе!

Но если я не могу исправить себя сама, мне придется искать еще чьей-то помощи, кто может, знает не лучше меня. Насколько было бы лучше, если бы я могла распознать свои собственные ошибки и затем их исправить! Если что-то и может сделать характер нерешительным, так это неспособность контролировать ситуацию, не прибегая к совету со сто­роны. Это порождает удручающее чувство неполноценности и  отсутствия уверенности в себе».

 

Этот принцип реализуется не только в школе, но и в любой Монтессори среде, включая Тоддлер и даже Нидо среду. Во всех Монтессори материалах, направленных на установление причинно-следственных связей, на зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, сенсорного развития и в любом материалов УПЖ (упражнения практической жизни) заложен контроль ошибок. Так ребенок научается навыку самоконтроля и формирует адекватную самооценку.

 

Опять же роль взрослого очень важна на пути к формированию позитивной самооценки и уверенности в себе. Именно компетентный взрослый помогает рассматривать ошибку как опыт. Его задача – не вмешиваться в работу ребенка с нареканиями или поощрениями. Потому как, чтобы ребенку перестать делать ошибки, ему надо развить умения, а для этого ему нужен опыт. Ребенок понимает, если проливается вода мимо ведра, значит можно исправить положение и вытереть пол шваброй. При этом самооценка ребенка никак не снижается, т.к. для него это просто работа в удовольствие.

 

  • НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ СРЕДЕ

«Позволить ребенку делать то, что он хочет, в то время как у него еще не развиты никакие механизмы контроля, означает предать идею свободы» - писала Мария Монтессори. Именно поэтому в среде есть правила. С самого раннего возраста ребенок нуждается в ограничениях и правилах. 

Ребенок растет, он познает этот мир, адаптируется к нему. Если взрослый четко не очерчивает границы, он ставит ребенка в состояние стресса, когда ребенку постоянно нужно тратить энергию и силы на хаотичное и часто деструктивное изучение и познание окружающего мира. Чем четче понимает ребенок правила, тем у него появляется больше возможностей растрачивать свою энергию на конструктивное познание мира.

 

 

Соблюдение таких правил, как «УБЕРИ ЗА СОБОЙ», «РАБОТА НА КОВРИКАХ ИЛИ ЗА СТОЛОМ» приучает ребенка к порядку, учит рационально использовать пространство, организовывать свое рабочее место, умение доводить начатое дело до конца, нести ответственность за собственный выбор – все это также ведет к нормализации внутреннего «Я» ребенка, к гармонии с самим собой.

 

Однако, для того, чтобы почувствовать себя, сделать выбор в пользу интересного материала, найти место для занятия и сконцентрироваться на работе, ребенок в среде может столкнуться с другими ограничениями, т.к. в группе несколько разных детей с разными темпераментами и желаниями, т.е. ребенок в группе также получает социальное развитие. Для того чтобы жить в гармонии не только с самим собой, но и в гармонии с миром, нужно научиться понимать не только себя, но и понимать желания и реальность других, научиться выстраивать с другими социальные взаимоотношения.

 

 

На развитие социальных навыков в среде есть также определенные правила, по которым живет группа. Например:

 

«ТВОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО»;

«СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ УБОРКИ ПРЕДЫДУЩЕГО»;

«ПОСЛЕ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ МАТЕРИАЛ В ПОРЯДОК, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД».

 

Все эти правила учат детей уважать и заботиться друг о друге. Ребенок является частью группы, где наравне с ним другие дети тоже имеют свой выбор, таким образом, он учится уважать выбор другого, при этом имея свой собственный выбор и видя уважение этого выбора со стороны взрослых и других детей, утверждается в праве на свою индивидуальность.

 

 

 

  • НАЛИЧИЕ ОДНОГО КОМПЛЕКТА МАТЕРИАЛОВ

Бывает и так, что один материал заинтересовал одновременно сразу несколько детей. Но в правильно выстроенной среде есть еще одна уникальность – в среде каждый материал существует только в одном экземпляре. Такой принцип позволяет также развивать в детях социальные качества. И, конечно, первым помощником детям в этом является взрослый, который учит навыкам договора, показывая модели. Важно научить находить компромиссы, а не только достигать своего, во что бы то ни стало, и не подчинять свои интересы чужим.

 

«Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребенок хочет его получить, то тогда, если это норма­лизованный ребенок, он подождет, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребе­нок приходит к пониманию того, что надо уважать работу дру­гих, и не потому, что ему так сказали, а потому, что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни. Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остается ничего другого, как ждать. И поскольку так случа­ется каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать свой очереди становится привычной частью жизни, которая становится все более зрелой».

Мария Монтессори.

  • РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.

Более высокий уровень социального развития ребенка достигается через участие в социальной жизни разновозрастного, разнохарактерного детского коллектива. В Тоддлер классе дети занимаются от полутора до трех лет (бывает, при готовности ребенка, дети из Нидо группы переходят в Тоддлер класс до полутора лет). Благодаря такому принципу построения среды, дети выстраивают отношения  с теми, кто младше себя и с теми, кто старше – каждому свои модели. Безусловно, такое разнообразие контактов увеличивает вариативность тренинга, в которой ребенок тренирует свою социальную адаптивность.

Специалист много внимания уделяет обучению детей навыкам договора, дает модели конструктивного взаимодействия. Не случайно про детей Монтессори говорят, что они могут договариваться, более конструктивны в контакте, более адаптивны в социальных навыках.

 

Часто можно увидеть в среде, как нормализованные старшие дети с удовольствием помогают младшим. Чувство взаимопомощи проявляется, когда задачи эгоцентризма решены, и у ребенка появляется потребность в проявлении заботы не только о себе, но и о других. 

 

Находясь в окружающей среде, выстроенной по всем принципам Монтессори системы и при грамотном сопровождении взрослых, мы видим нормализованных детей – детей, у которых развита позитивная самооценка, уверенность в собственных силах, есть доверие к миру. Дети, которые умеют слышать себя и другого, чувствовать свои потребности и потребности другого. Дети с развитым социальным интеллектом, с чувством эмпатии. Дети, у которых формируется картина мира «Я ПЛЮС – МИР ПЛЮС».

 

вернуться на главную