Путь к нормализации - одна из главных целей в Монтессори образовании
Одной из основных целей Монтессори педагогики сама Мария Монтессори считала процесс нормализации как общего психоэмоционального состояния ребенка, когда он чувствует себя удовлетворенным. Она призывала взрослых увидеть в каждом ребенке индивидуальную неповторимую личность, помочь детям раскрыться, найти путь к себе, вырасти гармоничной личностью.
«Только «нормализованные» дети, которым помогает окружающая обстановка, демонстрируют в своем последующем развитии те удивительные способности, которые мы описываем: спонтанную дисциплину, непрерывную и радостную работу, чувство взаимопомощи и сострадания.
Чтобы помочь такому развитию ребенка, недостаточно обеспечить его случайно выбранными вещами, — мы должны организовать пространство «возрастающего интереса». В результате этого складывается образовательная методика, основанная на психологии детского развития».
Мария Монтессори.
Что это за окружающая обстановка и пространство, с помощью которого происходит процесс нормализации? Одно из самых важных средств на пути к нормализации – это тщательно подготовленная среда! Удивительно, но в развитии личности ребенка Мария Монтессори ставит во главу не взрослого, который мог бы воспитывать ребенка, как это принято в традиционных образовательных учреждениях, а именно подготовку среды! Безусловно, взрослый, который является частью среды, тоже очень важен, но его основной задачей является умение НАБЛЮДАТЬ и идти за потребностями ребенка! Для развития гармоничной личности, взрослому необходимо знакомиться с индивидуальностью ребенка. Основываясь на многочисленных наблюдениях, Монтессори пришла к выводу, что ребенок строит себя сам! Т.е. не благодаря взрослым, их нравоучениям, а за счет собственных усилий. Она говорила про «внутреннего учителя», про то, что в ребёнке уже все заложено природой! Нужно только дать ему раскрыться, каждому в свое время и в своем темпе... А взрослый должен идти индивидуально ЗА ребенком, помогая ему раскрыться.
Какая должна быть среда, какими материалами наполнена, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребенка согласно возрасту – знают наши специалисты раннего детства, которые проходили специальную подготовку и обучение Монтессори методу по АМИ стандарту – стандарту высшего эталона качества.
Нормализация приходит через «сосредоточение» на определенной работе. Для этого мы должны предоставить «стимулы к деятельности», настолько хорошо отвечающие интересам ребенка, что они привлекают его пристальное внимание. Успех зависит от использования предметов в тех целях, для которых они были созданы, и это также способствует «интеллектуальному упорядочиванию» ребенка.
КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СРЕДА – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОНТЕССОРИ СРЕДЫ
- КОМПЛЕКТАЦИЯ СРЕДЫ – ЕЕ НАПОЛНЯЕМОСТЬ
Как уже упоминалось выше в цитате: среда наполнена не случайными вещами по усмотрению отдельного специалиста, а скомплектована по всем принципам метода научной педагогики. «Ребенок выбирает то, что помогает ему строить себя. Сначала у нас было много игрушек, но дети всегда их игнорировали. В каждой стране происходило одно и то же. Мы руководствовались предпочтениями детей даже при выборе формы и интенсивности цвета при окраске».
Комплектация среды должна отвечать потребностям возраста группы. Как мы писали ранее, при переходе на АМИ стандарт среда претерпела колоссальные изменения. Взрослому важно создать такую среду, чтобы каждый ребенок в группе смог найти тот вид деятельности, который бы отвечал именно его индивидуальным потребностям. Если ребенок находит в среде те материалы, которые его притягивают, к которым он возвращается снова и снова, от работы с которыми он получает истинное удовольствие и не чувствует усталости, значит, ребёнок нашел, что может отвечать его истинной потребности. И благодаря погружению с огромным интересом в такую работу у него развивается концентрация. Работа, которая его гармонизирует и отвечает его потребностям, которую он хочет повторять, сколько бы он не работал по ее продолжительности, она приносит ему радость и удовлетворение. Концентрация – это и есть путь ребенка к нормализации.
«Дети в наших школах доказали нам, что их истинное желание — постоянно работать, чего раньше никто не подозревал, так же как никто раньше не замечал способности ребенка спонтанно выбирать себе работу. Следуя внутренним ориентирам, дети занимали себя тем (у каждого это было свое), что приносило им безмятежность и радость».
- СВОБОДА ВЫБОРА.
Следующий важный принцип в формировании среды – предоставление ребенку свободы в выборе материалов. Если детям предоставлена свобода в подготовленной среде согласно определенной возрастной группе каждого, то у них есть возможность повторять свои собственные уроки столько, сколько им захочется. Так они учатся сосредотачиваться и учиться без усилий и с удовольствием, что приводит ребенка в состояние нормализации, в котором каждый может раскрыть свой индивидуальный внутренний потенциал. И тогда – писала Мария Монтессори - взрослый увидит индивидуальную личность и перестанет делить детей на плохих и хороших, капризных и послушных, неуправляемых и застенчивых. Свобода выбора деятельности учит ребенка чувствовать себя, свои потребности и быть активным в их удовлетворении - по сути, это развитие активной жизненной позиции!
Ребенок не пассивно ждет предложений и указаний от взрослого в том, чем ему заняться, как это часто бывает в традиционном образовании, где один определенный урок сменяет другой. Свобода в выборе материала, выбор в продолжительности занятия с одним материалом, последовательность выбора в материалах – все это обуславливает саморегуляцию ребенка! У каждого есть свои индивидуальные периоды по времени для отдыха и концентрации – это зависит от особенности психической активности каждого ребенка. Так ребенок научается быть в контакте с собой и не зависеть от чужого желания. «Свобода действий делает личность целостной и развивает её» – писала Мария Монтессори.
Опять же взрослый на занятии должен быть настолько внимательным в своих наблюдениях, чтобы в свободе выбора ребенка увидеть именно его интересы. При универсальности основных законов развития есть индивидуальный темп созревания нервной системы, особенности темперамента, характера, которые определяют и темп, и скорость, и прежде всего интересы ребенка. Безусловно, и специалисты, и ассистенты должны обладать знаниями психологии и Монтессори педагогики. Поэтому «Вершина» очень щепетильна в отборе персонала и много времени уделяет его обучению: ежегодно в «Вершине» проходят курсы повышения квалификации, организован непрерывный рост специалистов под руководством наставников. Ведь в столь раннем возрасте взрослый еще является очень значимым для ребенка. И если не точно подмечать истинные потребности детей, они могут выбирать те материалы, которые работают на похвалу или на избегание порицаний, т.е. на обслуживание внешних мотивов, а это путь не к себе, а от себя.
- КОНТРОЛЬ ОШИБОК.
В своем выборе ребенок свободен от любого контроля со стороны взрослых, на его выбор влияют только его внутренние силы. Ребенок действует, опираясь на свою природу, у него есть инстинкт освободиться от контроля взрослого. Задачей специалистов и ассистентов раннего детства является сделать любого ребенка в группе независимым от взрослых. И в первую очередь в достижении этой задачи помогает правильно выстроенная эргономичная среда (более подробно об особенностях среды мы писали в разделе Нидо).
Еще одним важным принципом в решении задачи независимости является принцип «контроль ошибок» - так этот научный принцип назвала сама Мария Монтессори:
«Дети в школах обычного типа часто не имеют представления о том, что делают ошибки. Они делают их бессознательно и совершенно равнодушно, потому что исправлять их — это не их дело, а учителя! Как же далеко это от нашего собственного представления о свободе!
Но если я не могу исправить себя сама, мне придется искать еще чьей-то помощи, кто может, знает не лучше меня. Насколько было бы лучше, если бы я могла распознать свои собственные ошибки и затем их исправить! Если что-то и может сделать характер нерешительным, так это неспособность контролировать ситуацию, не прибегая к совету со стороны. Это порождает удручающее чувство неполноценности и отсутствия уверенности в себе».
Этот принцип реализуется не только в школе, но и в любой Монтессори среде, включая Тоддлер и даже Нидо среду. Во всех Монтессори материалах, направленных на установление причинно-следственных связей, на зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, сенсорного развития и в любом материалов УПЖ (упражнения практической жизни) заложен контроль ошибок. Так ребенок научается навыку самоконтроля и формирует адекватную самооценку.
Опять же роль взрослого очень важна на пути к формированию позитивной самооценки и уверенности в себе. Именно компетентный взрослый помогает рассматривать ошибку как опыт. Его задача – не вмешиваться в работу ребенка с нареканиями или поощрениями. Потому как, чтобы ребенку перестать делать ошибки, ему надо развить умения, а для этого ему нужен опыт. Ребенок понимает, если проливается вода мимо ведра, значит можно исправить положение и вытереть пол шваброй. При этом самооценка ребенка никак не снижается, т.к. для него это просто работа в удовольствие.
- НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ СРЕДЕ
«Позволить ребенку делать то, что он хочет, в то время как у него еще не развиты никакие механизмы контроля, означает предать идею свободы» - писала Мария Монтессори. Именно поэтому в среде есть правила. С самого раннего возраста ребенок нуждается в ограничениях и правилах.
Ребенок растет, он познает этот мир, адаптируется к нему. Если взрослый четко не очерчивает границы, он ставит ребенка в состояние стресса, когда ребенку постоянно нужно тратить энергию и силы на хаотичное и часто деструктивное изучение и познание окружающего мира. Чем четче понимает ребенок правила, тем у него появляется больше возможностей растрачивать свою энергию на конструктивное познание мира.
Соблюдение таких правил, как «УБЕРИ ЗА СОБОЙ», «РАБОТА НА КОВРИКАХ ИЛИ ЗА СТОЛОМ» приучает ребенка к порядку, учит рационально использовать пространство, организовывать свое рабочее место, умение доводить начатое дело до конца, нести ответственность за собственный выбор – все это также ведет к нормализации внутреннего «Я» ребенка, к гармонии с самим собой.
Однако, для того, чтобы почувствовать себя, сделать выбор в пользу интересного материала, найти место для занятия и сконцентрироваться на работе, ребенок в среде может столкнуться с другими ограничениями, т.к. в группе несколько разных детей с разными темпераментами и желаниями, т.е. ребенок в группе также получает социальное развитие. Для того чтобы жить в гармонии не только с самим собой, но и в гармонии с миром, нужно научиться понимать не только себя, но и понимать желания и реальность других, научиться выстраивать с другими социальные взаимоотношения.
На развитие социальных навыков в среде есть также определенные правила, по которым живет группа. Например:
«ТВОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО»;
«СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ УБОРКИ ПРЕДЫДУЩЕГО»;
«ПОСЛЕ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ МАТЕРИАЛ В ПОРЯДОК, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД».
Все эти правила учат детей уважать и заботиться друг о друге. Ребенок является частью группы, где наравне с ним другие дети тоже имеют свой выбор, таким образом, он учится уважать выбор другого, при этом имея свой собственный выбор и видя уважение этого выбора со стороны взрослых и других детей, утверждается в праве на свою индивидуальность.
- НАЛИЧИЕ ОДНОГО КОМПЛЕКТА МАТЕРИАЛОВ
Бывает и так, что один материал заинтересовал одновременно сразу несколько детей. Но в правильно выстроенной среде есть еще одна уникальность – в среде каждый материал существует только в одном экземпляре. Такой принцип позволяет также развивать в детях социальные качества. И, конечно, первым помощником детям в этом является взрослый, который учит навыкам договора, показывая модели. Важно научить находить компромиссы, а не только достигать своего, во что бы то ни стало, и не подчинять свои интересы чужим.
«Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребенок хочет его получить, то тогда, если это нормализованный ребенок, он подождет, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребенок приходит к пониманию того, что надо уважать работу других, и не потому, что ему так сказали, а потому, что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни. Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остается ничего другого, как ждать. И поскольку так случается каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать свой очереди становится привычной частью жизни, которая становится все более зрелой».
Мария Монтессори.
- РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.
Более высокий уровень социального развития ребенка достигается через участие в социальной жизни разновозрастного, разнохарактерного детского коллектива. В Тоддлер классе дети занимаются от полутора до трех лет (бывает, при готовности ребенка, дети из Нидо группы переходят в Тоддлер класс до полутора лет). Благодаря такому принципу построения среды, дети выстраивают отношения с теми, кто младше себя и с теми, кто старше – каждому свои модели. Безусловно, такое разнообразие контактов увеличивает вариативность тренинга, в которой ребенок тренирует свою социальную адаптивность.
Специалист много внимания уделяет обучению детей навыкам договора, дает модели конструктивного взаимодействия. Не случайно про детей Монтессори говорят, что они могут договариваться, более конструктивны в контакте, более адаптивны в социальных навыках.
Часто можно увидеть в среде, как нормализованные старшие дети с удовольствием помогают младшим. Чувство взаимопомощи проявляется, когда задачи эгоцентризма решены, и у ребенка появляется потребность в проявлении заботы не только о себе, но и о других.
Находясь в окружающей среде, выстроенной по всем принципам Монтессори системы и при грамотном сопровождении взрослых, мы видим нормализованных детей – детей, у которых развита позитивная самооценка, уверенность в собственных силах, есть доверие к миру. Дети, которые умеют слышать себя и другого, чувствовать свои потребности и потребности другого. Дети с развитым социальным интеллектом, с чувством эмпатии. Дети, у которых формируется картина мира «Я ПЛЮС – МИР ПЛЮС».