Тел.:(423) 2-500-212

Основные принципы Монтессори-педагогики

Монтессори педагогика обладает богатством возможностей для решения этих наиважнейших задач развития возраста. 

 

Сам метод представляет собой целостную систему, цель которой - воспитание психологически здоровой, уверенной в себе, активной, успешной, социально адаптированной личности, а обучение – средство достижения этой цели. Привычные всем с детства сравнения и измерения по общим меркам никогда не применяются в работе с детьми, поскольку в принципах, на которых базируется Монтессори педагогика, ребенок и его индивидуальность рассматривается как безусловная ценность. Настоящие Монтессори педагоги хорошо знают эти принципы, и строго руководствуются ими в работе.

 

1.     Принцип свободы выбора 

 

ДРЦ Монтессори ВершинаВ Монтессори садах и центрах дети играют и учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики

 

Может показаться удивительным, но поощрения, как и наказания, вредны для внутренней ориентации ребенка, поскольку развивают в нем зависимость от взрослого. Педагоги в Монтессори садах побуждают детей следовать собственной мотивации, а это способствует укреплению их контакта с истинным «Я», развитию таких качеств, как самодостаточность, самоуправляемость и ответственность. Например, малыш может не соглашаться с мнением большинства, свободно отстаивать свои убеждения, а педагог демонстрирует уважение к его суждению, показывая пример детям.

 

 

 

 

http://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/ds3.jpgИногда взрослый замечает, что ребенок в силу своих особенностей не склонен занимать активную позицию в коллективе детей, а скорее наоборот, доволен ролью ведомого. Для педагога это знак, что такому ребенку необходимо помогать устанавливать контакт с собой при помощи вопросов: «А как ты думаешь»? «А что тебе нравится»? «Что бы ты выбрал»? и т.д. и побуждать его действовать по своему усмотрению. Например, когда дети решают, во что им поиграть на улице, такой малыш будет молчать, а затем довольствоваться тем, что предложили другие. Воспитатель обязательно обратиться к ребенку: «Послушай, пожалуйста, себя внимательно. Во что тебе больше всего хочется сейчас поиграть»? - а затем поможет ему организовать свою игру с детьми. Со временем малыш привыкнет слушать и понимать свои желания, а также проявлять активность для их удовлетворения.

 

 

Девиз образования по Монтессори: «Помоги мне это сделать САМОМУ!». На занятиях они совершенно свободно, если это необходимо, передвигаются в подготовленной среде. Дети выбирают материал, который им интересен здесь и сейчас, без всякого принуждения со стороны педагога, более того, они самостоятельно регулируют уровень сложности этого материала. Выбор места для деятельности тоже остается за ними и, конечно же, малыши вольны определять продолжительность своей работы и выбирать ее форму: групповую или индивидуальную. 

 

http://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/ds4.jpgСамостоятельность подкрепляется при помощи упражнений из практической жизни: дети пришивают пуговицы настоящими иглами, гладят горячим (не игрушечным) утюгом, чистят обувь обычным кремом для обуви, режут хлеб и овощи достаточно острым ножом и т.д. Они практически полностью обслуживают себя во время приема пищи: раскладывают столовые приборы, салфетки и хлеб, самостоятельно наливают суп и несут его к столу, разливают напитки в стаканы и т.д., при этом старшие помогают младшим.  Монтессори дети вскоре без помощи взрослых начинают обслуживать себя: самостоятельно одеваться, мыться, накрывать на стол и даже готовить простую еду. Увидеть малыша, стирающего свои носочки, варежки, платочки в Монтессори детском саду - обычное явление: ребенок делает самостоятельно все, на что он уже способен. Когда в Монтессори саду ребенок говорит: «Я сам», педагог сделает все, чтобы предоставить ему такую возможность, поскольку стремление малыша к самостоятельности и независимости уважается взрослыми, подкрепляется и поддерживается в процессе воспитания. 

 

Несведущему человеку может показаться, что взрослые в Монтессори саду предоставляют детям неограниченную свободу, которая определяется их требованиями, капризами и сиюминутными желаниями. На самом деле педагоги терпеливо и настойчиво помогают малышам понять и принять тот факт, что их свобода ограничивается свободой других людей, а с другими людьми необходимо договариваться. Каждый день в ситуациях столкновения интересов взрослые предлагают малышам модели сотрудничества

 

ДРЦ Монтессори Вершина - как договориться об очередности в работе с материалом на занятии;

 

- как на прогулке найти выход из положения, когда несколько желающих на одну игрушку или качели;

 

 - как перед сном вместе выбрать одну из двадцати предложенных сказок для чтения и т.д. 

 

Такое неустанное направление детей в конструктивное русло вскоре дает необходимые результаты: в подавляющем большинстве мальчики и девочки уже к 4 годам хорошо понимают, где заканчивается область личной свободы, и начинается область договора, а также владеют начальными навыками сотрудничества. Они с удовольствием помогают трехлетним малышам, которые только пришли в сад, усваивать эти правила и действовать в соответствии с ними. 

 

Правил, которые помогают ребенку управлять своим поведением, своей деятельностью, «стать мастером самого себя», достаточно и на занятиях в Монтессори-среде: «Каждую вещь, игрушку или предмет необходимо вернуть на место», «Начатое дело важно довести до конца», «Работать надо так, чтобы не мешать другим» и т.д. 


Но в Монтессори подходе у детей действительно больше возможностей.

 

По меркам традиционной педагогики – это неслыханная свобода, а для последователей Марии Монтессори – это необходимое условие для того, чтобы ребенок научился оценивать свои возможности, принимать решения и осознавать свою ответственность за принятое решение, переживать радость от процесса и результата деятельности, которая проходит по внутреннему, а не по внешнему побуждению.


2.Принцип концентрации внимания


В процессе занятий в Монтессори среде у ребенка развиваются различные умения, необходимые для свободной и самостоятельной деятельности.

 

ДРЦ Монтессори ВершинаНапример, через некоторое время посещения занятий (каждый ребенок в свой срок) дети уже могут сосредоточенно работать продолжительное время и доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он демонстрирует работу с материалом и слушать его пояснения, если они необходимы, заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки. 

 

Как же происходит развитие этих умений?

 

Когда малыш «экспериментирует» с предметом, он активно исследует его. В это время внимание и мыслительная деятельность ребенка эффективно объединяются. Монтессори называла это "поляризацией внимания" и пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Когда ребенок концентрируется на предмете в ходе Монтессори занятий, происходит процесс его умственного саморазвития. Помимо этого, у малыша воспитывается такие личностные качества как выносливость, усидчивость и терпение, столь необходимые для интеллектуальной деятельности.
 

На Монтессори-занятиях дети работают с интересом, а добровольная концентрация внимания не так утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны взрослого. Наблюдая за малышами, педагоги замечают, что постепенно, по мере развития способности внутренней концентрации, дети чаще спокойно погружаются в работу и становятся более дисциплинированными. Монтессори отмечала: «В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится "обратной стороной свободы".


3.Принцип специально подготовленной обучающей среды

 

ДРЦ Монтессори ВершинаПодготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори, она помогает ребенку постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого. Как это происходит? При создании окружающей обучающей среды в Монтессори садах и школах обязательно учитываются физические возможности ребенка

 

Дидактический материал расположен на легкодоступных полках, на уровне глаз ребенка, чтобы побуждать его к действию. Столы и стулья легки и удобны настолько, что дети могут самостоятельно переставлять их, выбирая место для занятий. Кстати, сам процесс перестановки стульев, производящий шум, рассматривается, как упражнение моторики. Через некоторое время дети овладевают умением двигать предметы тихо, чтобы не мешать другим. Монтессори среда всегда оформлена со вкусом, эстетично и элегантно. Во множестве используются хрупкие предметы, например, фарфоровые чашки, стеклянные кувшины.

 

 

 

ДРЦ Монтессори ВершинаПостепенно дети овладевают умением уверенно пользоваться хрупкими предметами и осознавать их ценность, но само обращение с этими предметами несёт собой обучающие задачи - быть более аккуратным, точным и координированным в движениях.

 

Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это помогает детям в развитии навыков сотрудничества и партнерских отношений: если один материал нужен сразу нескольким детям, без договора не обойтись.

 

Предложенный детям материал всегда тщательно продуман и обладает уникальной возможностью всесторонне развивать ребёнка. Он наилучшим образом помогает ребенку решать возрастные задачи развития и руководит его внутренней работой. Свойства и качества Монтессори материала таковы, что максимально способствуют концентрации внимания ребенка и в процессе упражнений происходит осмысленное проникновение в суть деятельности, которую выбрал ребенок.

 

У малышей достаточно хаотичные представления о мире, а благодаря Монтессори материалу дети приводят в порядок эти представления и структурируют их. 

 

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание тому, чтобы ребенок производил новые для него, сложные действия, используя уже известные элементы, приобретенные ранее в упражнениях с дидактическим материалом. Поэтому Монтессори педагоги никогда не учат детей письму – письмом, чтению – чтением, рисованию – рисованием. Взамен этого ребенку предоставляют возможность самому «сложить из элементов» эти сложные действия. И, конечно же, педагоги учитывают, что каждый ребенок научится делать это в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сенситивного периода. Такой подход поддерживает интерес ребенка, позволяя избегать рутинных действий в обучении, обеспечивает малышу успех в деятельности и удовольствие от неё.

 

ДРЦ Монтессори ВершинаМонтессори педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей средой. Его роль не активна, он лишь внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Малышу предоставляется возможность самостоятельно взаимодействовать со средой, совершать неизбежные в новом деле ошибки и без посторонней помощи находить их, так как функция контроля (возможность понять свою ошибку самостоятельно) заложена в самом материале. 

 

Подобное отношение сохраняется к любой деятельности ребенка: на творческих и музыкальных занятиях, на физкультуре, во время игры и т.д.

 

Поскольку в процессе любых занятий абсолютно отсутствует критика и оценивание со стороны взрослого, Монтессори дети растут без оценочной зависимости, их Я-Концепция положительна: я – умелый, успешный, умный ребенок, со мной все в порядке.


4.Принцип разновозрастности
 

Разновозрастные группы Монтессори-садов посещают дети от 3 до 7 лет, и педагогам удается поддерживать индивидуальную работу и индивидуальный интерес на занятиях каждого ребёнка группы: в среде, в творческой мастерской, на музыкальных занятиях, в игровой деятельности и т.д.

 

ДРЦ Монтессори ВершинаЭто становится возможным благодаря учебным средствам, которые предназначены для индивидуальной работы в разновозрастной и разной по опыту и уровню развития группе. Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и непродуктивно для совместной деятельности. 

 

В смешанных возрастных группах Монтессори-садов развивается ролевая дистанция, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей.  Как результат: младшие могут попросить помощи у старших, а не у педагога, старшие помогают малышам застегнуть пуговицы, завязать шнурки, достать игрушку с полки или донести тарелку с горячим супом до стола, показать малышу как пишутся буквы и цифры, как сложить слово из букв или пример из четырехзначных цифр -  это обычное явление Монтессори сада позволяет детям утвердить свою самостоятельность и независимость.


ДРЦ Монтессори ВершинаМалыши подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения: умение договариваться, терпеливо ждать своей очереди, отстаивать свою позицию, быть независимым от взрослого, заботиться о младших и т.д. Старшие дети, показывая младшим свою работу в среде или в творческой мастерской, отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. Любая работа старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагогу в этом случае нет необходимости прилагать дополнительные усилия, чтобы пробудить интерес и активизировать детей к деятельности.

 

То обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом (дети слишком отличаются по возрасту) в любых ситуациях: на занятиях, на прогулке или в быту – является наиважнейшим условием для формирования позитивного самовосприятия. Таким образом, в Монтессори-садах отсутствует повод для формирования и развития комплекса неполноценности. Ребенок понимает, что у него может что-то не получаться, только потому, что он маленький: «Вырасту – научусь». 

 

В разновозрастных группах Монтессори сада ребенок получает колоссальный опыт общения.

 

ДРЦ Монтессори ВершинаВ подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки. 

 

Когда малыш впервые приходит в сад, ему необходимо выстроить отношения со старшими: выбрать необходимую дистанцию взаимодействия с каждым из них, научиться уверенно отстаивать свою позицию, принимать лидерство старшего, когда это необходимо и т.д.

 

 

 

 

 

В 4-5 лет в Монтессори саду, ребенок проживает опыт среднего брата или сестры. Постепенно развиваются психологическая гибкость, терпение, умение быть лидером и ведомым, и т.д. – качества, необходимые для того, чтобы ладить и со старшими, и с младшими. Старшие дети, наблюдая за педагогами, учатся быть позитивными лидерами: а для этого совершенно необходимы терпение, уважение к младшим и забота о них, понимание и принятие их особенностей, обусловленных возрастом и позитивная твердость.

 

Для детей спокойного темперамента, которым в среде сверстников не просто проявить свои качества организатора и руководителя, в Монтессори-саду появляется уникальная возможность попробовать себя в роли лидера, когда такие дети становятся самыми старшими в группе.

 

В процессе столь тесного общения конфликты неизбежны и педагоги, рассматривая конфликтную ситуацию как опыт, дают детям конструктивные модели разрешения конфликтов, модели сотрудничества. Примерно к 4 годам дети (кто в большей, а кто в меньшей степени) владеют начальными навыками партнерского взаимодействия. 
 

5.Принцип ограничения и порядка
 

Монтессори в свое время заметила, что нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий. Ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, и он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. По этой причине установление и поддержание порядка в Монтессори-садах опирается на естественную детскую потребность в нем. Кроме порядка необходимым организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Например, каждый материал, пособие, вид работы представлены в единственном экземпляре. Это нужно для того, чтобы ребенок, окруженный слишком большим количеством материалов, не утратил интенсивность восприятия. Как мы уже отмечали, каждый материал Монтессори среды представлен в одном экземпляре с задачей формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей: ребенок учится находить цивилизованное решение, уступать, ждать, договариваться, сотрудничать. Эти умения помогут ему в будущем выстраивать партнерские отношения с окружающими.

 

6. Принцип актуального и ближайшего развития

 

ДРЦ Монтессори ВершинаВ 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский теоретически объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития, как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Вся развивающая среда в Монтессори саду, каждый дидактический материал работают как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития ребёнка.

вернуться на главную