Знакомство с Монтессори-школами Европы
Уже в четвёртый раз ДРЦ Монтессори «Вершина» встречает своих первоклассников. И радости прибавляет то, что благодаря существованию нашей начальной Монтессори – школы, мы не расстаёмся с нашими любимыми выпускниками детского сада, а передаём их не в менее заботливые, любящие и мудрые руки наших учителей.
Вместе с тем подрастают те, кто пошёл в первый класс четыре года назад. «Будет ли продолжение школы?», - всё чаще этот вопрос задают наши родители.
Какая она – старшая Монтессори-школа? Зная о том, что как в Европе, так и в Америке старшая Монтессори-школа – отнюдь не эксклюзивное понятие, было важно понять, в какие из существующих школ отправиться лучше. Именно этот вопрос мы задали Райнеру Фолкнеру - руководителю Ассоциации Монтессори Германии, руководителю Совета национальных организаций и члену правления ассоциации «Монтессори-Европа», монтессори-педагогу со стажем более 40 лет.
Первой школой стала Freie Montessori Schule und Kinderhaus Berlin (Кёпеник. Германия.) Нас встретило четырёхэтажное здание Монтессори школой с прилегающей к ней детским садом Монтессори. Не все ученики Монтессори школы являются выпускниками Монтессори детского сада. Подготовленная Монтессори – среда для детей 1-3 класса, состоящая из группы детей 25 человек и двух учителей Монтессори.
Примерно такой же численный состав и для возраста 4 – 6 класса; но здесь помимо Монтессори среды для детей в отдельных помещениях организованы лаборатории химии, физики, биологии. Работа в лаборатории выстраивается на принципе свободы выбора деятельности. В основе – исследовательский подход – фактически любое знание приобретается через экспериментирование. В лаборатории физики мы увидели двух ребят – четвероклассников, которые экспериментировали с проектором, пытаясь определить, от чего зависит чёткость изображения. А в углу этой же лаборатории стояло изобретение старшеклассника – модель автоматизированного лифта. Занятия в лабораториях, выстроенные на интересе детей и деятельности, имеющую совершенно практическую задачу, позволяет сделать процесс обучения осознанным для ребёнка, когда он, познавая основы химии, физики видит их прямое применение в повседневной жизни.
Уже несколько лет в этой школе работает учитель из Америки, который занимается созданием школы – фермы. Находится она в часе езды от основного здания школы. Именно там своими силами дети приводят в порядок землю, на которой в ближайших планах – развить фермерское хозяйство. Ведь именно через труд на земле, ребёнок воспитывает в себе не только различные практические умения и трудолюбие, но и терпение, благодарность, а, прежде всего, проникается пониманием величия природы и её неразрывной связи с человеком – идеей целостности и единства мира. Именно так воплощается в жизнь идея М. Монтессори о создании сельскохозяйственного сообщества для детей 12 – 18 лет, в котором они, помимо всего прочего, решают свои главные задачи возраста - научение самостоятельной жизни в обществе.
В другой школе в Австрии Montessorischule St.Johann (г.Тироль) дети 12-18 лет имеют чайные плантации, на которых выращивают чай. Школа не имеет повара, и всю пищу дети готовят себе сами.
Школа в Бибикоре (Австрия) тоже полная, там учатся дети с 1 по 10 класс, правда, в Монтессори среде занимаются только дети с 6 до 9 лет, для более старших детей организован поурочный процесс. В этой школе, как и в других, почти в каждом Монтессори классе есть ребёнок с синдромом Дауна, к которому «прикреплён» специальный социальный работник, сопровождающий ребёнка в процессе обучения. Результаты налицо даже стороннему наблюдателю – эти дети совершенно адаптивны в кругу других детей - пишут, читают, считают… Но самое главное – это то, что именно такой ситуацией мы даём возможность больным детям ощущать себя полноправным членом общества, а здоровых учим принятию, уважению, терпению. Ведь очень важно не просто жалеть таких детей, а помогать им.
Как и ожидали, ни в одной из школ мы не увидели традиционных отметок. Продвижения учеников фиксируется в специальных таблицах, отражающих содержание учебных зон в виде условных знаков, раскрывающих этап освоения среды. Дети свободно передвигаются по классу, самостоятельно выбирая дисциплину, которой будут заниматься, время занятия, место работы, учителя. Кто – то за всё время занятий занимается одним предметом, кто-то – успевает позаниматься и с математикой, и с языком , и с материалом из зоны космоса. Что интересно, учитель английского языка присутствует не как учитель – предметник, а как полноценный Монтессори – педагог, владеющий Монтессори – средой в полном объёме, но только все презентации он даёт детям на английском языке.
Структура дня имеет более – менее похожую схему во всех школах: с 8.00-8.30 – начало работы в классе, в 10.00 – перерыв на завтрак. После завтрака свободная работа до 13.00. Что касается таких дисциплин как музыка, физкультура, творчество – то, к примеру, в Бибикоре один день в неделю вместо работы в Монтессори среде дети занимаются этими видами деятельности; а в школе (Австрия) материал по творчеству присутствует прямо в среде, и дети могут свободно выбирать его среди остальных в любое время, а два раза в неделю приходит учитель по творчеству также во время Монтессори процесса.
Помня об основной идее школы Монтессори для детей от 12 до 18 лет – школе – ферме, где дети организуются в совершенно самостоятельное сообщество, где решаются задачи, которые уже так скоро поставит перед ребёнком взрослая жизнь – умение работать, видеть плоды своего труда, его ценность для общества, выстраивать отношения в коллективе, хочется познакомиться с этим опытом поближе...
Так хочется сделать настоящую школу – школу, которая бы полностью отвечала потребностям детей, школу, в которой ребёнку было бы душевно тепло и комфортно, школу, в которой было бы интересно учиться – не получать знания, а именно учиться - узнавать новое, рассуждать, мыслить, чувствовать, а не просто запоминать информацию. Школу, в которой ребёнок раскрывается как ни на кого непохожий бутон, бутон, в котором скрыто столько талантов, способностей, потенциала, которыми так щедро наделяет нас ПРИРОДА от рождения, и которые мы, к сожалению, растериваем где-то на жизненном пути…
Давайте делать школу ДЛЯ ДЕТЕЙ, в них – наше будущее!!!