Тел.:(423) 2-500-212

Третий обучающий тур в Голландию «К вершинам Монтессори»

24.05.2016 16:29

В апреле 2016 года состоялся наш третий тур «К вершинам Монтессори».

 

В этот раз мы несколько изменили свои традиции и провели его весной, а не осенью, но это придало туру свою особенность и оставило неизгладимое впечатление от цветущей Голландии!

Организаторами тура выступили официальный дистрибьютор компании «Нинхаус Монтессори» в России – Региональный базовый Монтессори-центр «Вершина» и компания «Нинхаус Монтессори». Мы рады поделиться с вами впечатлениями и рассказать о нашей поездке от лица как организаторов, так и участников группы.

 

 

 

 

 

Как проходил сбор заявок на участие.

 

Подготовка к туру началась за три месяца до выбранной даты. Такой срок обусловлен тщательной подготовкой к поездке, необходимостью заранее договориться с директорами школ, согласовать все детали с принимающей стороной, продумать и составить удобный трансфер, а также тем, что выбранное в этот раз время посещения Голландии – конец апреля – самое популярное среди туристов благодаря теплой солнечной погоде и пику цветения тысяч различных цветов в Королевском парке тюльпанов!

 

Мы запустили рассылку с объявлением о сборе заявок, разместили информацию на наших сайтах, странице в «Фейсбуке»… И вот уже полная группа – она набралась очень быстро, максимальное число участников в этот раз было 10 человек.

 

Ограничение числа участников вызвано тем, что основная часть программы – посещение Монтессори-школ. Для нас важно, чтобы каждый участник мог задать все возникающие вопросы, спокойно и вдумчиво понаблюдать за детьми, рассмотреть и познакомиться с их школьной средой – всего этого можно достичь лишь в немногочисленной группе. Более того, и каждая школа с особой трепетностью отнеслась к вопросу о количестве участников, так как они впускали нас в свою внутреннюю жизнь, «жизнь и работу своих детей», важно было не нарушить привычный ход вещей!

 

Таким образом, небольшая группа – это одно из условий нашей программы, и если Вы задумываетесь об участии в подобном туре в следующем году, важно прислать свою заявку заранее нам на почту montevl@mail.ru. И мы обязательно уведомим вас о начале набора нового тура. Очередной тур мы планируем провести в ноябре 2016 года.

 

Что дальше...

 

Как только сформировался полный состав участников, началось решение организационных моментов: для всех забронировали номера в гостиницах, оказали помощь в оформлении визы тем, кому она была необходима, нашли подходящие и доступные авиабилеты.

 

Несмотря на то что участники были из разных городов России, нам удалось организовать перелет так, что большая часть вылетела из Москвы одним рейсом, и это оказалось очень удобно – уже в аэропорту Москвы почти вся группа собралась вместе. Наша первая остановка – Дортмунд, где нам предстояло познакомиться с Монтессори-школой Германии.

 

Все наши передвижения, начиная от аэропорта Дюссельдорф и далее (из страны в страну, между городами – по всем местам нашей программы) осуществлялись на микроавтобусе, что было очень удобно!

Программа нашего тура была тщательно продумана с точки зрения содержания и насыщенности, удобства в передвижении, а также возможности отдохнуть и окунуться в атмосферу этой красивейшей страны. В этом туре у нас появилась прекрасная возможность посетить школы сразу двух европейских стран – Германии и Голландии.

 

 

 

Здравствуй, Германия!

 

В первый день нашего тура было запланировано посещение школы в Германии , затем экскурсия в шоу-рум компании «Нинхаус». Так как все школы мы посещали с самого утра, то для того чтобы была возможность отдохнуть с дороги, мы прилетели в Дюссельдоф за день до посещения первой школы – вечером 17 апреля. До Дортмунда доехали примерно за час и, заселившись в гостиницу, с удовольствием поужинали на свежем воздухе в национальном немецком ресторане. Утром 18 апреля мы поехали в первую школу.

 

«Nido Montessori Nursery and Kindergarten» – первая школа-сад, которую мы посетили. Находится она в небольшом ухоженном городке Дортмунд. Директор школы – очаровательная Vanessa Fichtl – жизнерадостная, с сияющими глазами и приятным голосом. Весь ее коллектив встретил нас очень дружелюбно, с заботой о том, чтобы всем было комфортно и понятно, Vanessa показала школу, рассказала ее историю.

 

«Nido Montessori Nursery and Kindergarten» – очень молодая, но успешная школа. Начали они свою работу в 2013 году, в 2014 расширили пространство, пристроив к основному зданию дополнительное помещение. О здании этой школы хочется сказать отдельно: это удивительный белоснежный особняк, от которого веет благородством! Дизайн пристройки – современный, но полностью продуман с точки зрения организации детского пространства: очень много дневного света, окна спроектированы низко, специально под рост детей, некоторые имеют нестандартную форму – практически на ширину всей стены.

 

 

 

 

Внутреннее оформление школы – белоснежные стены и полки, светлая мебель, со вкусом и в одной цветовой гамме подобранные детали интерьера – все это создает очень уютную и спокойную атмосферу, так и хочется замереть в этой красоте перед огромным окном в пол и любоваться чудесным видом из окна.

 

 

Несколько видов освещения – одна из особенностей их среды. Освещая лишь какой-то один уголок комнаты, можно придать обстановке дополнительный уют и ощущение дома.

 

 

В каждом классе мы встречали такое замечательное дерево. Оно настолько объединяло все пространства, что порой возникало ощущение, что это одно и то же дерево, просто мы видим его с разных сторон. На деревьях – фотографии деток и их семей.

 

 

В этой школе неспроста мы встретили так много детских фотографий. Через них малыши не только получают информацию о порядке каких-то вещей в среде, но и, при необходимости, взглянув на фото своих родных или даже свое собственное, могут получить своего рода поддержку и спокойствие.

 

 

Крайне непривычно и удивительно для российских педагогов было видеть такую детскую спальню. Но для европейских Монтессори-школ это отличный вариант комнаты для отдыха, самое главное – всегда в доступе, безопасно – ни высоты, ни углов, тепло обеспечено и в прохладное время года тем, что пол с подогревом. Это так естественно и легко…

 

Еще одна отличительная черта, которой обладают почти все школы Европы – это участок земли, окружающий школу. Очень часто прямо из каждого класса дети могут выходить на свой приусадебный дворик и ухаживать там за растениями и животными. Это, можно сказать, часть Монтессори-среды.

 

У «Nido», например, чудесное поле, на которое они, как только зеленеет травка, приглашают из соседней фермы лошадей и пони. Дети ухаживают за ними на протяжении теплого времени года. Каждый из нас может представить себе, что значит присутствие этих животных для детей…

 

 

 

 

 

 

 

После наблюдений у нас была прекрасная возможность задать все вопросы. В «Nido» 4 класса (2 группы тоддлеров и две группы 3–6). Количество детей в группах 3–6 – около 30, в классе работает один педагог и ассистент. В одной из групп организована билингвальная среда, педагог говорит на английском, а ассистент – на немецком. В тоддлер-группах – до 10 деток и один педагог. С сентября эта школа планирует открывать группу 6–9. Еще одним достижением школы является то, что на их площадке находится обучающий центр АМИ для подготовки педагогов 0–3.

 

Необыкновенное чувство умиления и уважения одновременно вызывало наблюдение за детьми в их классах.

 

От этой школы осталось внутренне ощущение гармонии и тихой радости. Вся среда, персонал, дети – все было на своих «местах», все «жило по своим законам», не противореча, а дополняя друг друга.

 

 

Во второй половине дня мы отправились в г. Зельхем – в шоу-рум компании «Нинхаус».

 

Дорога заняла примерно полтора часа. Мы ехали и любовались прекрасными видами из окна: зеленые залитые солнцем поля и пасущиеся на них лошади, коровы, овечки, небольшие, но очень милые и аккуратные фермерские дома. Идеально ровные и чистые дороги, но при этом столько природы вокруг, чистый воздух, размеренная и неторопливая жизнь – все это наполняло спокойствием и внутренней гармонией.

 

Мы в шоу-руме компании «Nienhuis Montessori».

 

«Nienhuis Montessori» – компания, которую выбрала сама Мария Монтессори. Начиная с 1920‑х годов компания «Nienhuis» продолжает следовать традициям мастерства, занимается разработкой новых методов повышения качества и внедрения новейших технологий, по-прежнему с достоинством выполняет свои обязательства крупнейшего уполномоченного производителя Монтессори-материалов. Вот уже более 80 лет «Nienhuis Montessori» производит для всего мира Монтессори-материалы высочайшего качества.

 

«Nienhuis Montessori» официально разрешено производить Монтессори-материалы в соответствии с чертежами AMI (Международной Монтессори-ассоциации), в которых указаны все требования и спецификации, предъявляемые к материалам самой Марией Монтессори. Это разрешение подтверждено уникальным сертификатом AMI.

 

Директор по экспорту – Кристиан Вилльямсен – несомненный профессионал своего дела, человек, который со 100% самоотдачей посвящает себя любимой работе, который (помимо технологии процесса) знает о материале все на уровне отличного монтессори-педагога.

 

Очень интересно, наглядно демонстрируя свои слова на материалах, Кристиан рассказал об основных преимуществах материалов «Нинхаус»:

 

  •  привлекательный внешний вид, побуждающий ребёнка к работе с материалом;
  • изоляция одного признака – ничто не отвлекает ребёнка от усвоения заложенной в материале задачи;
  • строгий контроль ошибок;
  • реализация концепции космического образования;
  • самый широкий в мире ассортимент материалов от 0 до 12 лет.

 

 

Участникам тура мы предоставили скидку 20% на весь ассортимент, и большинство воспользовались таким прекрасным шансом – оформили свои заказы в шоу-руме компании.

 

Все, кто когда-либо работал с материалами «Нинхаус», разделяют наше мнение, что более качественного Монтессори-материала в мире нет.

 

На территории шоу-рума компании работает музей Марии Монтессори, где очень бережно хранятся первые материалы, которые она придумала и которые воплотил в жизнь Альберт Нинхаус – основатель фабрики.

 

Кристиан Виллемсен также провел интересную экскурсию по музею, рассказал про ключевые эпизоды в истории компании.

 

 

 

 

 

Добро пожаловать в Голландию!

 

После посещения шоу-рума компании мы приехали в небольшой городок Зутермиер, там находилась наша гостиница. Утром 19 апреля нас ждала новая школа.

 

«Casa School» в маленьком городке Пейнакер, который расположен в 20 минутах езды от Зутермиер. С теплотой и радостью нас встретила директор школы – Tessa Wessels. Она пригласила нас сперва поговорить о структуре школы, а потом мы с удовольствием отправились наблюдать Монтессори-процесс в классах и на улице (на приусадебном дворике).

 

«Casa» – это государственная начальная Монтессори-шко­ла, которая за 4 года своей работы уже обучает около 200 детей до 12 лет. Здесь 3 класса 6–9 по 45 детей и один класс 9–12. В каждом классе с детьми работают одновременно два педагога. Обучение в государственной Монтессори-школе – бесплатное. Это касается основной программы, за дополнительные занятия, которые иногда предлагают школы, родители платят.

 

В 12 лет дети сдают государственный экзамен, по результатам которого поступают в high-school. Во время нашего посещения несколько учеников как раз писали такой тест, они были одни в самом дальнем классе, и все педагоги и дети заботились о том, чтобы им никто не мешал. Поступить в high-school в Голландии не просто: чем выше балл по выпускному экзамену, тем в более престижную школу может поступить ребенок.

 

Дизайн самой школы заметно отличается от дизайна школы-сада в Германии. Это одноэтажное, имеющее совершенно прямые линии, здание, современное и очень неброское, но тоже с большим количеством огромных окон и просто прозрачных внутренних стен.

 

В описании этой школы хочется уделить особое внимание тому, как у них организована и интегрирована в процесс уличная среда. Совершенно отсутствует ощущение, что это какой-то «дополнительный, отдельный» процесс. Дети из всех групп могут в любое время Монтессори-занятия выходить на улицу и заниматься, на улице всегда находится один педагог. Есть лишь одно условие – не больше 15 детей одновременно. Насколько разнообразна их деятельность, предлагаем посмотреть на фотографиях.

 

 

Занятия на улице организованы по всем принципам Монтессори-обучения: доступность, соответствие интересам, потребностям и особенностям возраста детей.

 

 

На протяжении всего дня дети кушают в школе два раза, но это больше похоже на легкие перекусы, чаще всего они проходят в классах. Еду дети приносят с собой либо готовят в школе. Готовят не только салаты, в их распоряжении – огромные кастрюли, настоящие печи, весь кухонный инвентарь, необходимый для того, чтобы приготовить полноценный обед и накормить весь класс.

 

 

«Casa School» на данный момент находится на двух разных территориях. В одном здании располагаются классы 6–9, а в другом здании, в 3 минутах езды, обучаются ученики 9–12. Там большая очень зеленая, с прудом и небольшим лесочком территория, на которой государство выделило площадь трем школам, и одна из них – «Casa». Но, по словам директора, в ближайшие несколько лет по согласованию с государством планируется переезд всей школы на эту территорию, чему они, конечно, очень рады.

 

 

 

Особенность возраста – потребность в проектной деятельности. Несмотря на присутствие наблюдающих в классе, дети были полностью погружены в работу, ими двигало то, что и является целью Монтессори-образования – внутренний стимул к обучению, понимание цели и ответственности в работе. 

 

 

Уход за дворовыми питомцами, растениями, огородом и поддержание чистоты на территории – все это работа, которую с интересом и ответственностью делают дети. Что это формирует в них? Помимо физического развития, это, безусловно, учит их осознанному отношению к труду, умению ставить задачи и нести ответственность, готовит их к успешной самостоятельной жизни в обществе. Опытная и экспериментальная деятельность – также неотъемлемая часть процесса. 

 

 

Из этой школы мы вышли, понимая, что увидели не просто учебный процесс, мы увидели жизнь детей в школе. Монтессори-мате­риалы, классы, уличная среда, питомцы, кухня – все это было настолько гармонично интегрировано и соединено в одно большое пространство школы, что не чувствовалось никакого разделения на что-то более важное или менее важное, более реалистичное или менее – все имело свое место и смысл, и при этом было взаимосвязано. Это воплощение на практике идеи космического образования.

 

 

 

 

После посещения школы мы отправились в Нордвейк – очень красивый маленький городок у самого моря. Здесь мы увидели дом, где жила Мария Монтессори последние годы своей жизни, почтили память великого учителя, посетив место ее захоронения и возложив цветы.

 

 

Следующим пунктом нашей программы был Королевский парк тюльпанов Кёхенкоф!

 

Цветущее сердце Голландии!

 

Словами сложно передать эту фантастическую красоту, которую мы увидели: более 7 миллионов тюльпанов, гиацинтов, нарциссов и многих других цветов, чудесные цветущие деревья, восхитительный аромат и красивые чистые пруды и фонтанчики. Этот уникальный парк открыт только 8 недель в году. 

 

 

 

Welcome to Amsterdam!

 

Третья школа, которую мы посетили, – «Arcada» – находится в Амстердаме.

 

Первое яркое впечатление оставил у нас дизайн школы – крайне необычный для Голландии и очень отличающийся от ранее увиденных. Перед нами было огромное здание, по своей форме похожее на космический корабль.

Стало очень интересно и волнительно, что же происходит внутри. Но первое же, с чем мы столкнулись, было нам уже знакомо: теплота, гостеприимство и искренняя открытость директора школы. За круглым столом, за чаем Selma Niland рассказала о структуре и истории своей школы.

 

«Arcada» – государственная Монтессори школа, которой уже 10 лет. В школе обучается около 400 детей, персонал школы – порядка 30 человек. В школе – 4 класса 4–6 , 3 класса 6–9 и 2 класса 9–12.

 

Необычный дизайн школы – заслуга архитектора Herman Herzberger. Как и большинство государственных Монтессори-школ, «Arcada» не выбирала себе здание (этот вопрос решает государство). Директор искренне поделилась с нами теми сложностями, которые они испытывают, работая в помещении с таким дизайном, но при этом, как только мы отправились наблюдать рабочий процесс в классах, нам стало очевидно: при большом желании, верности методу и его ценностям, любви к детям и профессионализме помещение, в котором ты работаешь, имеет гораздо меньшее значение, нежели содержательная сторона обучения.

 

При этом тенденция в стране все-таки идет к тому, что государство все больше начинает уделять внимания еще и территориальным потребностям и особенностям Монтессори-школ, поэтому, по словам Кристиана Вилльямсена, для «Arcada» в скором времени, возможно, будет строиться новое здание.

 

Нам посчастливилось встретить в такой большой школе русскую девочку Лизу. Лиза с большой радостью готова была ненадолго примерить на себя роль переводчика, а мы с интересом слушали и, конечно же, в очередной раз утверждались в мысли: «Монтессори-дети – дети будущего!».

 

 

Показательным моментом было то, что Лиза, несмотря на всю увлеченность разговором с нами, через некоторое время сообщила, что ей пора возвращаться к своей работе, так как у нее есть свой план. Осознанность и ответственность как прямые результаты Монтессори-образования проявились в этом моменте в полную силу.

 

Учителя рассказали нам о том, как они фиксируют работу детей, их достижения и точки роста, и показали тетрадь «планирования», которая есть у каждого ученика. Таким образом, ребенок видит объем задач, учится распределять свое время, ставит цель и идет к ней – разве не это секрет достижения успеха в любой сфере деятельности?

 

После беседы с директором и очаровательной Лизой мы отправились на экскурсию по школе.

 

Каждый класс имеет свой цветовой код, соответственно цвету в общем коридоре стоят полки для хранения вещей и учебных принадлежностей детей. Полностью прозрачная стена в каждом классе – помимо ощущения открытости и взаимосвязанности классов, это еще то решение, с помощью которого добавили света в помещения.

 

 

При первом взгляде в класс возникла мысль: «Так много парт… что-то это напоминает…».

 

Но уже через полминуты понимаешь, что нет – отличается кардинально, и не столько по форме, сколько по содержанию! Внимание каждого ребенка держит не строгий взгляд учителя и требование выполнить нужное задание, а своя собственная работа и цель, при этом, даже отвлекаясь на что-либо, каждый ребенок непременно возвращается к своему делу. И ни на секунду не изменилась обстановка в классе, когда из него минут на 5 вышел учитель. Его уход заметили только мы, наблюдающие.

 

 

 

В классе 4–6 мы застали очень необычную работу: пространство посреди класса было свободно от материалов и мебели, и часть учеников играла в знакомые нам игры: классики и резиночку. Как выяснилось, ребята недавно были на культурном мероприятии, где узнали о таких интересных играх. Вот у них и появилась потребность поиграть в это с одноклассниками, учителя и несколько родителей с радостью помогли организовать воплощение этой идеи!

 

 

Отношения школы и родителей – очень открытые, родители принимают участие в жизни школы. Перед поступлением в школу для новых родителей обязательно проводится собеседование с директором и экскурсия по школе.

 

 

Наблюдая в классах школы «Arcada», мы почувствовали любовь и глубокое уважение к ребенку, следование за его потребностями, искреннее желание помочь детям стать успешными и счастливыми в будущем…

А это одно из того, что составляет дух педагогики Монтессори, то, что не должно стать менее важным, чем нормы и правила построения пространства или комплектации среды.

 

 

 

 

Завершающим мероприятием нашей программы стало посещение офиса АМИ (Международной Монтессори-ассоциации). Мы вновь ощутили гостеприимность и дружелюбие наших голландских коллег. Joke Verheul встретила нас и проводила в кабинет Марии Монтессори. 

 

Располагается он на самом верхнем этаже и путь к нему (очень узкая и крутая лестница, устремленная вверх) словно символизировала нелегкий путь великого педагога. Оказавшись среди стен, мебели, фотографий Марии Монтессори, прикоснувшись к ее столу, предметам для письма и книгам, мы соприкоснулись сквозь сотню лет с ее жизнью, работой, судьбой. Мы услышали очень интересные факты из ее биографии, историю ее великого педагогического дела! Все до единого ощутили в тот момент, сколько жизненных сил, бесконечной любви к детям, преданности своему делу и самоотдачи положено в основание педагогики Марии Монтессори!

 

 

До скорой встречи, Амстердам!

 

Подводя итоги…

 

Подводя итоги нашей поездки, мы можем с уверенностью сказать: Монтессори-образование в Европе уже не просто заняло свою нишу, а интенсивно и уверенно развивается, делая счастливыми все больше и больше детей! И это, несомненно, результат возрастающей любви и доверия со стороны родителей и, конечно же, принятия со стороны государства!

 

Мы искренне желаем, чтобы в нашей стране настало время, когда и наши дети смогли бы с легкостью пойти в любую понравившуюся им школу Монтессори, школ Монтессори было бы очень много, а имя автора этой великой педагогики стало известно каждой семье!

 

Благодарим всех участников нашей группы за прекрасное время, проведенное с пользой и с удовольствием, за приятные эмоции во время поездки и сотрудничество! 

 

 

Всех, кто хотел бы принять участие в следующем туре, приглашаем отправить заявку нам на почту. Ориентировочно тур состоится осенью 2016 года (ноябрь).

 

Наши контакты: montevl@mail.ru, тел: 8(988) 982 20 23.

 

С уважением, РБМЦ «Вершина»

Третий обучающий тур в Голландию «К вершинам Монтессори»
вернуться на главную