Дети и ошибки. Часть 2
Ошибки и неудачи - такая же часть жизни человека, как переживание радости и гордости за достижения и победы.
Мы просто обречены периодически переживать неуспех, если, конечно, не стоим на одном месте, а развиваемся и проявляем активность для достижения своих целей.
В прошлой статье мы писали, как нелегко приходится детям, которые не умеют ошибаться и проигрывать.
Сегодня разберемся с тем, как учить детей достойно встречать неудачи.
Начнем, как обычно, с негативных родительских моделей.
♦ Понаблюдайте, как вы реагируете, когда проиграла любимая команда или не поднялся пирог в духовке; когда не произошло долгожданное повышение или вы испортили вещь при стирке
Если вы драматизируете: расстраиваетесь, ругаете себя и окружающих, отказываетесь от попыток достичь своей цели - вы учите ребенка бояться неудач.
♦ Покажите детям, что такие ситуации - дело житейское, подобное случается с людьми Дайте модель, как поддержать себя и другого в это время: послушать, ободряюще улыбнуться, обнять, выразить уверенность, что все получится, если не опускать руки.
♦ Позвольте ребенку быть максимально автономным, и тогда с младенчества он будет переживать множественный опыт: не всегда сразу получается надеть сандалии, кинуть мяч в цель или достать книгу с полки, но при должном усилии - успех обязательно приходит!
♦ С подросшими детьми изучайте жизнь известных спортсменов. бизнесменов, актеров и т.д., чтобы ребенок увидел: к успеху такие люди шли, преодолевая череду препятствий, делая множество ошибок, падая и вставая снова.
♦ Дайте ребенку прожить опыт проигрыша: не стоит часто поддаваться в играх даже малышу, а с подросшими детьми играйте всегда на равных!
♦ Если ребенок расстраивается из-за неудачи, послушайте его с пониманием, как обычно, без жалости и драмы. Проанализируйте с ним, что он может сделать для победы. Например, он может больше тренироваться, чтобы быстрее бегать, быть более метким и выносливым.
♦ Ребенку важно понимать, что успех в большой степени рождается трудом и дисциплиной, даже если ты имеешь способности.
♦ Давайте ребенку позитивную обратную связь, если он с достоинством принимает проигрыш:
"Я видела, что тебе непросто было проиграть, ведь ты так готовился и старался. И все же ты нашел в себе силы поздравить друга с победой! Я горжусь тобой"!