Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям.

При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы.

Лейтмотивом метода Монтессори является поддержание естественной радости ребенка от учения. По методике Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.

Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии со своими интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Основные принципы Монтессори-системы Как реализовать Чего достигаем, соблюдая их
Педагогические принципы
СВОБОДА ВЫБОРА Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора

- ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

- учится делать выбор;

- учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

- свобода выбора формирует в ребенке инициативность;

- наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.

Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
- Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

- Взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
КОНТРОЛЬ ОШИБОК В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. - Формирование адекватной самооценки;

- Развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

- Самоконтроль;

- Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

- Проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ Знание, так называемых презентаций материалов.
Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
- Максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;

- Возможность поэтапного освоения навыка;

- Развитие точности восприятия;

- Развитие концентрации внимания;

- Развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;

- Развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ Соблюдение правил:
- Убери за собой;

- Работа на ковриках;

- По классу передвигаемся тихо;

- Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
- Приучение к порядку;

- Умение организовать свое рабочее место;

- Умение рационально использовать пространство;

- Умение нести ответственность за собственный выбор;

- Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);

- Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность. - Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);

- Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;

- Формируется чувство взаимопомощи;

- Младшие имеют возможность учиться у старших;

- Старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
Такой вид работы способствует:

- Развитию уверенности в себе, самостоятельности;

- Удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;

- Развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;

- Умению задавать вопросы и отвечать на них;

- Профилактике страха публичных выступлений;

- Развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;

- Умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
Психологические принципы
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ Помоги мне это сделать самому!
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.
- Уверенность в собственных силах;

- Самостоятельность,

- Решительность;

- Более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;

- Формирование адекватной самооценки;

- Удовлетворение потребности во взрослении.
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные чувства.
Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
- Независимость от чьей-либо оценки;

- Формирование позитивного образа «Я»;

- Уверенность в себе;

- Умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;

- Ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
- Формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;

- Самодостаточность;

- Уверенность в себе.

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори/

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том,
чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!