Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям.
При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы.
Лейтмотивом метода Монтессори является поддержание естественной радости ребенка от учения. По методике Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии со своими интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Основные принципы Монтессори-системы | Как реализовать | Чего достигаем, соблюдая их | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Педагогические принципы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СВОБОДА ВЫБОРА | Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. |
В результате ситуации выбора
- ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства; - учится делать выбор; - учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность; - свобода выбора формирует в ребенке инициативность; - наряду с соблюдением правила «поработал — убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ |
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды. |
- Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах; - Взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬ ОШИБОК | В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. | - Формирование адекватной самооценки; - Развитие поисковой активности ребенка, инициативности; - Самоконтроль; - Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку; - Проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ | Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку). | - Максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком; - Возможность поэтапного освоения навыка; - Развитие точности восприятия; - Развитие концентрации внимания; - Развитие памяти ребенка и умения работать по образцу; - Развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ | Соблюдение правил: - Убери за собой; - Работа на ковриках; - По классу передвигаемся тихо; - Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др. | - Приучение к порядку; - Умение организовать свое рабочее место; - Умение рационально использовать пространство; - Умение нести ответственность за собственный выбор; - Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт); - Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое. Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ | Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность. | - Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми); - Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу; - Формируется чувство взаимопомощи; - Младшие имеют возможность учиться у старших; - Старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕТИ — АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. | Такой вид работы способствует: - Развитию уверенности в себе, самостоятельности; - Удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости; - Развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению; - Умению задавать вопросы и отвечать на них; - Профилактике страха публичных выступлений; - Развитию умения задавать вопросы и отвечать на них; - Умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические принципы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ | Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной. | - Уверенность в собственных силах; - Самостоятельность, - Решительность; - Более интенсивное овладение и усвоение различных навыков; - Формирование адекватной самооценки; - Удовлетворение потребности во взрослении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО | Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность. | - Независимость от чьей-либо оценки; - Формирование позитивного образа «Я»; - Уверенность в себе; - Умение объективно оценить себя, свои поступки и работу; - Ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА | Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим». | - Формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»; - Самодостаточность; - Уверенность в себе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори/ Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу! |