Во всем свободном демократическом мире педагогический метод Монтессори уже давно заслужил признание, а сама Мария Монтессори, выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист снискала восхищение и благодарную память коллег и родителей.

Она во многом опередила свое время, утверждая, что все живое на Земле рождается с определенной программой: из семени подсолнуха может вырасти только подсолнух, маленький желудь несет в себе информацию, которая позволит появиться могучему дубу, а в программе человека заложены его особенности, наклонности и таланты, которые определяют его уникальность.

Мария Монтессори считала, что космическая миссия человека заключается в том, чтобы раскрыть свою программу, высвободить потенциал, развить таланты, данные Богом, Космосом, Природой (кому как угодно) и с благодарностью использовать эти дары для полной, счастливой самореализации и служения миру.

Монтессори-педагогика никогда не приживалась в государствах с диктаторским режимом, потому что диктаторам во все времена мешали самодостаточные, активные, и уверенные в себе граждане, каковыми являются воспитанники Монтессори садов и школ. Как только Россия встала на демократический путь с1992 года развивающие центры и сады Монтессори появились и в нашей стране.

Но широкому кругу родителей до сих пор немного известно об особенностях подхода, кроме того, что дети на занятиях в Монтессори среде обладают большей свободой, самостоятельностью, к ним относятся с уважением и не сравнивают друг с другом. Для многих людей выражения: свобода выбора, безусловное принятие ребенка, уважение личности, развитие самостоятельности, и т.д. — являются очередными педагогическими лозунгами, за которыми, как правило, ничего не стоит. Только специалисты и увлеченные родители понимают, какое огромное значение для формирования личности имеет наличие или отсутствие подобного отношения к детям, сколько труда необходимо приложить, чтобы достичь желанного результата: помочь ребенку в полной мере раскрыть свой Божественный дар, вырасти свободным, успешным, сильным и психоло-гически здоровым человеком, тем самым давая ему шанс на СЧАСТЬЕ!

Так почему же в Монтессори педагогике придается столь большое значение воспитательной, образовательной, психологической среде, в которой проходят первые годы жизни малыша? Дело в том, что в дошкольном возрасте формируется основа личности человека: определяется отношение к себе, к другим людям, к миру в целом, развиваются и закрепляются модели взаимодействия с окружающими, появляется первоначальная система ценностей.

Отношение к себе

Представления ребенка о самом себе или Я-концепция складывается постепенно в процессе общения, развлечений, занятий и может быть положительной и отрицательной. В первом случае среда, в которой растет ребенок, помогает ему сформировать позитивное самовосприятие, и малыш постепенно приходит к выводу, что он самостоятельный, успешный, умный, умелый, любимый, достойный уважения и признания человек. Такая самооценка позволяет ему уверенно идти по жизни, активно претворять свои мечты в реальность, быть устойчивым к стрессу и психологически здоровым.

Но, к сожалению, ошибки взрослых при взаимодействии с ребенком зачастую приводят к обратному результату, и малыш делает неверный вывод: я — недостаточно хорош, чтобы меня любили, уважали, ценили, признавали мои достоинства и таланты. У неуверенных в себе, нежизнеспособных, агрессивных, пассивных и несчастливых людей в детстве было мало возможностей испытать радость успеха, оценить себя по достоинству, полюбить и принять.

Отношение к другим

В эти же годы у детей формируется отношение к другим людям. Если мудрые взрослые дают детям здоровые модели взаимодействия с окружающими и сами являются примером, то малыши вскоре успешно преодолевают свойственный возрасту эгоцентризм и делают открытие: другие люди так же важны, как и я. При такой ценностной установке дети с легкостью приобретают необходимые навыки сотрудничества, которые помогут им в будущем выстраивать здоровые и гармоничные отношения с родными, друзьями, коллегами и т.д.

В том случае, если взрослые грубо вмешиваются в процесс социализации: при ссоре детей выступают судьями, находят правых и виноватых, наказывают за ошибки общения, критикуют и осуждают – дети не научатся самостоятельно разбираться в ситуации, принимать верное решение и выстраивать партнерские отношения со сверстниками конструктивно и самостоятельно. Кроме того, сами педагоги и родители своими порой неосознанными действиями (сами того не желая) могут демонстрировать неконструктивные модели разрешения конфликтов: «если тебе что-то не нравится, нужно оскорбить, осудить, наказать и т.д.».

Именно поэтому в нашем Центре проводится огромная психологическая работа с педагогами Центра по личностному росту, а для родителей организована Родительская школа.

Контакт с собой

Для того чтобы в полной мере раскрыть свою индивидуальную уникальную программу и добиться высокого качества жизни, человеку необходимо быть в контакте со своим внутренним «Я». «Какой Я? Чем отличаюсь от других? Что меня радует и огорчает? Чем я люблю заниматься? Что у меня получается лучше всего? Какие люди мне нравятся, а от каких я предпочту держаться подальше?» — эти и еще тысячи ответов на вопрос «Кто я?» необходимо получить ребенку на протяжении детства. Есть простая истина: мы настолько счастливы, насколько умеем слушать себя, слышать свои потребности, а также проявлять активность для их удовлетворения. Малыши с рождения чувствительны к своим потребностям, но в результате ошибок воспитания, они постепенно отдаляются от своей истинной сущности и чаще ориентируются на желания взрослых. Так происходит, если среда, в которой растет и развивается ребенок, ориентирует его на послушание и оценку взрослых. Чем более послушен ребенок, тем сильнее он восприимчив к желаниям и требованиям окружающих и невосприимчив к зову своей души и, к сожалению, тем меньше его шанс стать в будущем счастливым и успешным.

Система Монтессори даёт в руки Взрослых целую систему воспитания и обучения, которая позволяет ребёнку постоянно оставаться в контакте собой, сохранять свою уникальность и неповторимость, следуя индивидуальному пути развития!

Желание учиться

У детей этого возраста огромный интерес к миру, который их окружает. Естественная радость от учения позволяет им легко и быстро впитывать необходимую информацию. Вообще радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека. Задача взрослых — поддерживать это чувство и управлять им в духе уважения, поскольку дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

К сожалению, родители, озабоченные необходимостью раннего развития ребенка, экспериментируют с различными педагогическими методиками: и детей чуть ли ни с пеленок учат читать, считать и т.д. Поскольку задачи развития возраста и возможности малыша могут сильно не соответствовать задачам этих методик, то ребенок вначале теряет интерес к занятиям, а затем начинает тяготиться ими и избегать. Таким образом, взрослые из благих побуждений буквально на корню убивают радость познания и интерес ребенка.

 

Роль воспитателя

Монтессори отмечала, что ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого с момента своего рождения. Она описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни: подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В Монтессори-садах взрослый является союзником ребенка в этом процессе и создает для него окружение, которое соответствует его потребностям и стремлению к познанию. Вообще в педагогике Монтессори взрослый позиционируется как помощник, сглаживающий для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Для Монтессори педагогов является неоспоримой истиной тот факт, что процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Поэтому взрослый при таком подходе ведет ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Только при подобном отношении взрослых у ребенка появляется возможность полностью раскрыть СВОЮ истинную программу, высвободить потенциал, явить себе и миру собственную уникальность. В противном случае в ситуации плотного и обильного руководства взрослых детьми велик шанс «программирования» чуждыми ребёнку установками, которые могут навсегда заблокировать доступ к истинному «Я»