Только природа, установившая определенные законы и определившая потребности человеческого существа на разных этапах его развития, может диктовать метод обучения, которому мы должны следовать, ибо он устанавливается своей целью — удовлетворять потребности и законы жизни. Эти законы и эти потребности ребенок сам должен указывать своими спонтанными проявлениями и своим развитием».
Мария Монтессори
Для того чтобы у малыша было как можно больше возможностей для его развития, а взрослые смогли увидеть те самые спонтанные их проявления, Монтессори среда выстроена по АМИ стандарту (высшему стандарту эталона качества) таким особым образом, чтобы удовлетворять все потребности возраста.
СРЕДА НИДО РАЗДЕЛЕНА НА ЗОНЫ:
- ЗОНА ПЕРЕОДЕВАНИЯ
При входе в класс специальным образом выстроена зона переодевания. Она обустроена не по усмотрению конкретного специалиста, а в соответствии с требованиями стандарта с соблюдением точности всех размеров, конфигураций и наличия всех необходимых атрибутов.
Но, безусловно, просто грамотно обустроить эту зону недостаточно, взрослому необходимо понимать, как сопровождать процессы одевания-раздевания малыша с учетом особенностей возраста.
Как закладывать прочную основу для достижения этих задач, что учесть в обустройстве подобной зоны дома – всему этому обучает специалист группы Нидо на занятиях.
• ЗОНА КОРМЛЕНИЯ
Важной зоной в классе является зона кормления.
Для мам с младенцами есть уютный уголок с комфортным креслом для кормления. А для малышей, которые уже готовы сами принимать пищу, оборудовано целое пространство для совместной трапезы детей в группе.
Обязательной составляющей этой зоны является буфет с четким перечнем всего необходимого для организации приема пищи.
И здесь мы подробно рассказываем мамам, какое значение имеют требования к посуде, столовым приборам с точки зрения возрастных возможностей малыша; как ввести самостоятельную еду ложкой уже в 6 месяцев, и почему это важно с точки зрения принципа природосообразности.
Мы раскрываем значение необходимости в расширении рациона пищи, самостоятельной еды, приема пищи в детском коллективе с точки зрения психологических задач. Мы видим, как после углубления понимания этих, на первый взгляд, сугубо физических процессов приема пищи, у мам меняется отношение к этому вопросу, а, как следствие, мамы видят, что это дает ребенку!
• ЗОНА ТУАЛЕТА
Каждая среда Нидо обустроена зонами туалета с комплектацией всего необходимого для ухода за малышами и приучения ребенка к туалету – одна из важных задач возраста.
Мамам дается подробная консультация о том, что важно учитывать при приучении ребенка к горшку — от обустройства пространства туалетной комнаты до понимания, что такое физиологический, психологический и культурный факторы готовности малыша.
С чего начинать, каким образом решать эту задачу последовательно и психологически грамотно? Чтобы не пропустить этот момент и не столкнуться в последствие с сопротивлением ребенка ходить в туалет – важно выстраивать этот процесс опять же на принципе понимания законов развития ребенка.
Туалетные комнаты также обустроены с учетом принципов эргономичности и эстетики.
• ЗОНА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ
Это особое пространство для детей, которые пока еще даже и переворачиваться не могут.
Но даже для такого нежного возраста в среде есть материалы, которые направлены на развитие зрительного, слухового восприятия, внимания; предлагаются всевозможные материалы на активизацию тактильных ощущений.
Активно развивать разные каналы восприятия очень важно именно в этом возрасте, так как при рождении самым совершенным каналом получения информации является ротик ребенка, именно поэтому малыши все исследуют через рот. Стимуляция других сенсорных систем постепенно расширяет возможности ребенка исследовать мир и другими способами.
Одними из первых материалов для младенцев, направленных на развитие сенсорных ощущений, являются мобили.
Казалось бы, современная индустрия наполнена различными вариациями этого материала. Но часто то, что предлагается в магазинах, может вызывать у ребенка перевозбуждение или наоборот, не вызывать никакой реакции.
Грамотно изготовленные мобили имеют множество характеристик, которые должны быть соблюдены, для того, чтобы в полной мере учитывать особенности восприятия младенцев.
В нашей среде можно увидеть разнообразие мобилей, которые обученные по АМИ стандарту специалисты Нидо заботливо изготовили своими руками по специальным схемам и критериям.
Такие мобили стимулируют зрительное восприятие, развивают внимание, способность к фокусированию, расширяют визуальный опыт ребенка, развивают слуховое восприятие, стимулируют движение и многое другое.
В каком возрасте какой мобиль нужен ребенку, как изготовить его для домашней среды, какие еще материалы предложить для самых маленьких – обо всем этом можно узнать у наших специалистов Нидо на занятиях.
• ЗОНА ДВИЖЕНИЯ
Зона движения представлена различными материалами для развития крупной и мелкой моторики для детей от 2-х месяцев до полутора лет.
«Движения, которыми овладевает ребенок, приходят не в случайном порядке, а соответствуют конкретному периоду развития. Когда ребенок начинает двигаться, его разум, имея способность абсорбировать, уже вобрал то, что его окружает. Прежде чем он вообще начинает двигаться, у него происходит бессознательное психологическое развитие, и когда он уже выполняет первые движения, они становятся сознательными». Мария Монтессори
На занятиях мамы учатся, как помочь ребенку или, наоборот, не мешать осваивать физические навыки – ведь на этом этапе малыш проходит огромный путь – от лежания, далее ползания и до свободного хождения. И на каждом этапе нужна своя стимульная среда.
«Если не дать ребенку возможности двигаться, когда он к этому готов, то его умственное развитие будет затруднено», — писала Мария Монтессори.
Как вы понимаете эту цитату?
Да-да, для того, чтобы развивался мозг, ребенку необходимо движение! Ведь даже осваивая саму схему движения (при вставании одна, при ходьбе — другая, при ползании – третья и т.д.), через многократные повторения у ребенка устанавливаются нейронные связи в мозге. Что уже говорить про то, какие новые возможности для исследования мира дает движение! Оно позволяет расширить пространство для исследования, существенно разнообразить его, а значит, устанавливать все новые и новые нейронные связи или, другими словами, развиваться.
Движение – это ЖИЗНЬ в прямом смысле этого слова.
Ограничение движения существенным образом затрудняет развитие ребенка.
Казалось бы, какие материалы на развитие движения существуют для 2-х месячного малыша, который пока только лежит?
Если понимать зону ближайшего развития ребенка, то таких материалов найдется немало — причем как для развития руки, так и для развития крупной моторики…
Специалисты на занятиях рассказывают мамам, как формируется у ребенка понимание схемы своего тела, ощущения тела в пространстве, и подсказывают, что можно делать, чтобы помогать ребенку в этом.
Опять же своими руками для зоны движения для самых маленьких детишек специалисты Нидо шьют специальные материалы по выданным на АМИ-курсе схемам и знакомят с этими материалами мам.
Так как в возрасте до года развитие малыша идет стремительными темпами – предлагаемые материалы также меняются из месяца в месяц.
Всевозможные модули для подтягивания, вставания, первых шагов, ходьбы с поддержкой, лазания и так далее – все это стимулирует развитие малыша на каждом этапе, совершенствуя с каждым новым этапом его моторику.
Кроме того, видя других детей, малыши стремятся им подражать, что само по себе является огромным стимулом для развития.
В ракурсе темы развития движения у мам возникает множество вопросов: «пеленать или не пеленать ребенка»; «ходунки-прыгунки-манежи и другое коммерческое оборудование – полезно или нет»; «нужно или нет помогать малышу, когда он только начинает переворачиваться, ползать»; «что означает хождение на носочках» и пр.
Безусловно, на все эти вопросы отвечает специалист Нидо — группы.
Много внимания мы уделяем этапу ползания, раскрывая его значимость, так как часто мамы очень гордятся тем, что ребенок сразу пошел, миновав этап ползания. А это очень важно с точки зрения латерализации мозга – в процессе перекрестных движений рук-ног формируется межполушарное взаимодействие.
• МАНИПУЛЯТИВНАЯ ЗОНА
Манипулятивная зона – одна из самых «подвижных зон в среде», так как содержит большой выбор материалов, которые могут варьироваться от потребностей детей, посещающих группу.
Нидо-среда в этой зоне обязательна наполнена различными материалами на сенсорные ощущения: зрительные, тактильные, слуховые. А также материалами на развитие зрительно-моторной координации, которые в Монтессори практике разделяют на материалы imbucare (пер. с итальянского – материалы на проталкивание) и infilare (материалы на нанизывание).
Казалось бы, на первый взгляд взрослых, такое простое действие – всего лишь опустить шар в отверстие, а для маленького ребенка – это целая веха в развитии – обнаружить, что исчезающий предмет, продолжает существование!
В теории психологии это новообразование возраста даже имеет специальное название — концепция постоянства предмета. Можно почитать об этом подробнее в трудах известных светил психологии, к примеру, в научных работах Ж. Пиаже (швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития).
Манипулятивная зона представлена широким перечнем материалов на проталкивание и нанизывание.
• ЗОНА МУЗЫКИ
Широко известен факт, что слушать музыку, особенно классическую, очень полезно еще в утробе матери. А начинать заниматься музыкой с раннего детства полезно для развития мозга, так как для игры на инструментах задействованы оба полушария мозга, а значит, возникает больше нейронных связей. А так как именно в очень раннем возрасте наблюдается самое большое количество нейронов, то чем больше их будет задействовано при исполнении музыки, тем больше пойдет на создание нервных волокон, соединяющих полушария.
Зона музыки в Монтессори среде представлена различными музыкальными инструментами, так любимыми детьми.
Детки могут исследовать их самостоятельно в любой части занятия – по принципу свободы выбора на занятиях Монтессори.
А также в структуре занятия ей отводится специальное время. И это не случайно – живой отклик малышей к этому виду деятельности не удивителен, если понимать сензитивный период возраста.
Для детей в возрасте от 2-х месяцев подобран специальный репертуар. После первых же занятий родители отмечают, как дети по-разному откликаются на тот музыкальный репертуар, который создан специально для них с учетом особенностей возраста. На занятии родители открывают для себя один за одним секреты того, каким образом выстроить взаимодействие с ребенком в музыкально-ритмической области.
Пение, помимо множества иных положительных влияний на организм и психику человека, активизирует больше речевых центров в головном мозге, чем собственно речь.
• ЗОНА РЕЧИ
«Человек, который стремится выразить себя, отчаянно нуждается в учителе, который бы отчетливо произносил для него слова… Новые «домашние помощники» для детей в возрасте от рождения до двух лет должны обладать научными знаниями о развитии языка. Помогая ребенку, мы становимся служителями и помощниками созидающей его природы и обнаруживаем, что вся программа обучения уже заложена в нем». М. Монтессори
В Риме были созданы специальные курсы обучения для тех «помощников», которые специализировались на работе с детьми раннего возраста. Специалисты «Вершины» также прошли полный курс по международному стандарту, обучаясь всем тонкостям развития ребенка в раннем возрасте.
Несмотря на то, что малыш только осваивает говорение, на внутреннем плане происходит просто колоссальная работа по освоению речи. На что необходимо обращать внимание, как сопровождать малыша в этом вопросе – обо всем этом специалист беседует с мамой на занятиях.
У родителей очень много вопросов, связанных с речью: «во сколько ребенок должен начать говорить»; «если не говорит, до какого возраста это «нормально», «что должен делать взрослый» и т. д. В курсе АМИ (международный стандарт качества Монтессори образования) подробно рассматривается появление речи у ребенка с пеленок: условия появления речи, устройство говорения (физиология), стадии развития языка на каждом месяце жизни! Что может и должен делать взрослый для развития речи у ребенка! И начинать можно, еще когда ребенок находится в утробе матери! А сразу после его рождения разговаривать с ним на особом родительском языке!
А вы знали, что плач – это разговор ребенка с нами? Для многих родителей плач означает, что ребенок хочет кушать, и родители прикладывают ребенка к груди. Но далеко не всегда плач – это потребность в еде, более того, предлагая каждый раз на плач грудь, мы можем сформировать у ребенка неправильное пищевое поведение, сами того не замечая. Учиться понимать плач ребенка с точки зрения выражаемых потребностей и откликаться на них – вот то, к чему мы должны стремиться, ведь через такой контакт ребенок чувствует, что его понимают, а это влияет на формирование его доверия к миру!
Говоря о различных этапах в развитии речи, в качестве еще одного примера, можно привести этап, когда ребенок демонстрирует предвестники появления речи, один из них – указующий жест. В этот период важно как можно больше называть предметов, окружающих ребенка, но важно делать это правильно – с учетом особенностей восприятия детей этого возраста. Каких именно и как сопроводить малыша, мы показываем прямо на занятиях.
• ЗОНА ТВОРЧЕСТВА
Зона творчества в Нидо-классе не так разнообразна, как в Тоддлер-классе. Уже до года малыш начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребёнка. Никакого образа в этих отпечатках ещё нет.
Зона творчества в Нидо классе представлена материалами, которые могут оставлять первый след. Одни из первых материалов здесь – различные мелки.
Также рисование развивает моторные навыки и способы самовыражения.
«Окружающая среда оказывает косвенное воздействие на ребенка, но до тех пор, пока она не подготовлена должным образом, мы не добьемся эффективных и стабильных результатов ни в одной области, будь то физическая, интеллектуальная или духовная».
М. Монтессори
Таким образом, среда должна быть подготовлена к каждому новому периоду развития малышей.
Часто родители даже представить себе не могут, что можно предложить малышу для эффективного развития, что именно сейчас, на данном месяце жизни, требует стимуляции.
Со всеми вопросами помогает сориентироваться на занятии специалист раннего детства.