Группа полудневного пребывания

«Пища» как часть образования в Монтессори-среде

001(6)

С переходом «Вершины» на международный стандарт АМИ в Монтессори-образовании в группах с детьми до трех лет появилась отдельная, очень важная часть во время занятий – организация и процесс питания. А с детьми от полутора лет, начиная с Тоддлер-занятий, дети занимаются еще и кулинарией. В программе АМИ теме «Пища» уделяется особое внимание, ведь она, прежде всего, рассматривается не с физической точки зрения, а с психологической.

И если в Монтессори-саду от 3 до 6 лет этому процессу всегда отводилось особое место, то с детьми до трех лет, до внедрения Международного стандарта в «Вершине» ни кулинарии, ни приема пищи в Тоддлер группах не было, т.к. приготовление пищи детьми в этом возрасте — в целом, непростой процесс.

Поэтому очень важно понимать особенности в организации пространства и сопровождения детей в этом вопросе, чему и обучаются наши специалисты и ассистенты раннего детства на обучающих курсах по АМИ стандарту. Через все эти процессы ребенок знакомится с культурой среды, в которой живет. Здесь чрезвычайно важна эстетика, культура приема пищи, правильные модели…

002(6)

Специалисты тщательно обустраивают среду.
И в этом нет мелочей — точная комплектация всего того, что стоит в специально организованных буфетах (конечно же, это не случайный набор предметов по видению конкретного специалиста, а четко выверенная организованная среда). Важно буквально все: эстетика каждого набора, его размер, форма, его точная комплектация и презентации – особый способ показа материала ребенку. Также важно профессиональное сопровождение группы детей в организации и приеме пищи.

Самому процессу вокруг приема пищи отводится очень много времени, так как основные задачи возраста до трех лет – это научиться ухаживать за собой и за средой вокруг себя. Решая эти задачи, ребенок становится свободной, самостоятельной, самоуправляемой, ответственной личностью, независимой от взрослого! И все эти качества ребенок воспитывает в себе, занимаясь обычными «взрослыми» делами, конечно, при правильно организованной среде по всем принципам Монтессори метода.

Среда полудневного пребывания дает детям больше возможностей реализовывать свои задачи возраста. Помимо самых любимых и популярных занятий, которыми дети с удовольствием занимаются еще в Тоддлер-среде — а именно: украшать стол цветами, приготовить перекус, накрыть на стол и угостить всех деток угощением, убрать со стола, навести порядок и помыть посуду — в среде полудневного пребывания за счет нормализованной группы и продолжительности нахождения в ней, у детей появляется больше возможностей для кулинарного творчества.

Одно из самых любимых угощений, которое любят делать дети  – это печь сухарики. Представляете, какое это волшебство: из мягкого батона, который нужно порезать на кусочки, получаются хрустящие сухарики! В этом упражнении уже более сложный навык резания и работа с бытовой техникой (при всех правилах безопасности). В процессе такого занятия развивается логика, когда ребенок понимает, что следующее действие невозможно без предыдущего; развивается мышление – деление целого на части; формируются причинно-следственные связи — когда ребенок видит, за счет чего мягкие кусочки становятся твердыми.

Кроме этого, кулинария — отличный тренинг командной работы: что-то делать вместе с другими, преодолевая свойственный возрасту эгоцентризм, где важно уметь договариваться, не спеша и с большим вниманием выполнять определённую последовательность действий. А после приготовления угощать других плодами своей деятельности – настоящий тренинг социальных отношений!

Также в группе полудневного пребывания организован обед.

005(6)
006(6)

Все питание осуществляется в нашей организации ЧОУ школа детский-сад «Вершина-Монтессори»  согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям для детских учреждений. Организация обеда по всем принципам Монтессори – это гораздо более сложный процесс, чем просто перекус (который есть в тоддлер среде). Сервировка стола включает в себя больше предметов, а также более сложные навыки самостоятельного приема пищи.

В нашем Центре, по принципам Монтессори мы не докармливаем детей, им приходится справляться с этой задачей самим! Каждый день дети тренируются кушать ложкой жидкие первые блюда и вилкой рассыпчатые вторые блюда. Специалист обязательно сидит за столом вместе с детьми и является моделью: как правильно зачерпнуть ложкой еду, как попросить добавку, как подвинуть стул и другие модели, связанные с  обслуживанием себя и этикетом за столом.

Самостоятельно принимать пищу — это значит учиться прислушиваться к себе: достаточно ли было одной порции или стоит попросить добавку. Он сам контролирует объем порции, и если она была больше, чем достаточно, ребенок сам очищает тарелку от отходов прежде, чем отнесет ее в этажерку для грязной посуды.

Так развиваются навыки саморегуляции и умение доводить начатое дело до конца. Во всех процессах действует принцип Монтессори — «контроль ошибок». Взрослый не будет порицать ребенка за то, что он не очень чисто поел, он может помочь сопроводить его в уборке и переодевании. Опять же уборка после обеда гораздо более обширная, чем после перекуса. У детей появляется сразу несколько новых дел после приема пищи: подмести и помыть стол, пол, а иногда и стулья.

007(6)

С каждым днем эти навыки все более и более совершенствуются, т.к. возрастает координация мелкой и крупной моторики.

На деле ребенок видит, как его место за столом остается все более чистым, а одежда сухой, и он чувствует себя более успешным и независимым!