Тоддлер

Роль взрослого на занятии

«Ребенок должен обрести Физическую независимость — через самодостаточность он должен обрести независимую волю благодаря свободе выбора, способность мыслить независимо благодаря самостоятельной и непрерывной работе. Раз­витие ребенка проходит несколько последовательных этапов независимости, и наше знание о них должно направлять наше поведение по отношению к нему. Мы должны помочь ребенку действовать, проявлять волю и думать самостоятельно. Это искусство служения духу, искусство, которое можно совер­шенствовать, только работая с детьми».    Мария Монтессори.

Образ «Я» формируется, прежде всего, у ребенка от значимого взрослого.
Дети, которые переходят в класс Тоддлер, постепенно отделяются от мамы, и специалист совместно с ассистентом также становятся для ребенка значимыми взрослыми.

Поэтому столь большая возлагается ответственность на взрослых, которые работают с детьми!

ТАК КАКОЙ ЖЕ ЭТОТ ВЗРОСЛЫЙ?

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБЯЩИЙ ДЕТЕЙ

Это основополагающий принцип в работе с детьми.
Только искренне любящий детей взрослый может идти за ребенком и помочь ребенку раскрыться! 

Работа с детьми требует огромного душевного ресурса, настоящей самоотдачи – ведь дети тонко чувствуют все происходящее и не потерпят фальши! Восстанавливает этот ресурс именно любовь к детям и нахождение с ними.

«Нельзя научиться любви и надежде обрести ее — это часть наследия жизни» — писала Мария Монтессори.
Поэтому взрослые, которые работают в детстве – это люди, безусловно любящие детей.

В своих многочисленных трудах Мария Монтессори призывала служить детям, идти за ребенком, внимательно всматриваясь в его индивидуальную природу – именно так может сопровождать ребенка только тот взрослый, который искренне любит детей.

«Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел».

Мария Монтессори

ПРИНИМАЮЩИЙ

Он принимает любого ребенка с его особенностями и индивидуальными потребностями.

Несмотря на универсальность законов развития, все же темп развития у каждого ребенка индивидуален, поэтому объединять детей в возрастные группы и предлагать им одно и то же – значит не учитывать индивидуальность каждого!

Именно поэтому специалист действует по принципу индивидуализации – наблюдает за каждым ребенком группы, выявляя сензитивный возраст, чтобы организовать встречу в среде именно с той деятельностью, которая сейчас отвечает в полной мере интересам конкретного ребенка.

004(14)

Понимать законы развития ребенка, знать возрастные нормы и задачи каждого периода, понимать особенности темпераментов детей и применять разные способы сопровождения в зависимости от темпераментов и индивидуальных особенностей детей, сопровождать ребенка в кризисах развития и многое другое  — вот то, что осваивают наши специалисты раннего детства на курсах подготовки.
Эти умения помогают не только обеспечить грамотное сопровождение детей, но и консультировать родителей.

БЕЗОЦЕНОЧНЫЙ

В группе одновременно могут находиться 8-10 человек детей от полутора до трех лет  — это тот возраст, который требует сопровождения взрослого во многих процессах, с одной стороны, но с другой стороны, это сопровождение должно быть организовано в идеологии метода Монтессори  — «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!»


Взрослые должны помогать ребенку обретать независимость и самостоятельность, а значит, помогать ребенку ровно настолько, насколько ребенок действительно нуждается в этой помощи, не оценивая ее.

Ведь делая ЗА ребенка то, что он может делать САМ, мы невербально даем негативную оценку ребенку, инфантилизируя его, превращая в беспомощного и зависимого человека!

В разновозрастной группе специалисты и ассистенты раннего детства не сравнивают детей друг с другом, не выстраивают взаимодействие по принципу «плохой/хороший». Они не будут порицать ребенка за его пока неосвоенные модели конструктивного поведения, а неустанно будут давать социальные уроки.

ДАЮЩИЙ ПРАВО НА ОШИБКУ

Мария Монтессори уделяла особое место в методе своей научной педагогики отношению к ошибкам. Она призывала воспитывать адекватное, здоровое отношение к ошибкам, ведь ошибки совершают все – это реальность жизни. Процесс обучения невозможен без ошибок, потому как если ошибок нет, значит необходимо переходить на следующую задачу и учиться, опять же делая ошибки. А если ошибок нет – значит, освоение очередной задачи завершено.

Ошибка — как ресурс — понять, что еще необходимо доработать. Сам материал устроен так, что побуждает ребенка увидеть ошибку, понять ее БЕЗ помощи взрослого.
Например, чтобы накрыть себе на стол, ребенок берет вначале сервировочную салфетку с подсказками всего необходимого для сервировки. Это в том числе поддерживает в детях внутреннюю мотивацию – выбирать не тот материал, где ребенок успешен и работает за похвалу, а тот, который по-настоящему интересен.
Ребенок знает, что работает ни для взрослого, ни за поощрения или во избежание наказания.

Для того чтобы учить детей адекватно относиться к ошибкам, взрослые сами должны воспринимать их, как урок.

«К сожалению, обычно учителя думают, что они сами никогда не должны совершать ошибок из-за боязни пока­зать плохой пример.
Если учительница и совершает ошибку, она точно не признается в этом ребенку. Ее чувство собствен­ного достоинс
тва основывается на том, что она всегда права. Учитель должен быть безупречен.
Однако это заблуждение надо отнести не только на счет учителя. Виновата вся школьная сис­тема, которая, к сожалению, базируется на искаженной основе… Учитель, который считает, что он совершенен и никогда не замечает собственных ошибок — плохой учитель. Куда бы мы ни посмотрели, всегда видна определенная «госпожа Ошибка»!
Если мы стремимся к совершенству, мы должны обращать внимание на свои собственные недостатки, потому что,
только исправляя их, мы можем улучшить себя».
Мария Монтессори

ЗОРКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

008(10)

Умение наблюдать – одна из важнейших задач специалиста раннего детства на занятии.
Помимо развития умения выявлять истинный интерес ребенка, взрослому необходимо научиться грамотно распределять свое внимание: в какие именно моменты необходимо присоединиться, стоит ли вообще присоединяться или дать возможность детям самим справиться с задачей.
Увидеть истинный интерес ребенка и предложить ему именно ту деятельность, которая будет его развивать, а не уводить от развития.

Как научить ребенка самостоятельно принимать решения, если в его опыте уже достаточно крепко закреплена
позиция взрослого авторитета?
Достичь нормализации каждого ребенка в отдельности и в целом в группе – основная задача специалиста, которую он решает с помощью умения наблюдать.

КОМПЕТЕНТНЫЙ

Все специалисты и ассистенты раннего детства проходят обучение по АМИ-стандарту в Монтессори-педагогике, так как в этом возрасте чрезвычайно важны МОДЕЛИ – когда ребенок, активно знакомясь с миром вокруг, познает эталоны, осваивает культуру места и времени, в котором живет.
Взрослые на занятии показывают презентации (т.е. модели) взаимодействия с материалами, в которых заложен оптимальный способ показа действия с конкретным материалом.

Мария Монтессори говорила, что основная задача возраста 0-3 – адаптация.
Когда ребенку в отсутствии моделей дают только свободу  – мы видим тот феномен, который в современном обществе можно услышать как «дети без границ».

Творчество и свобода – это следующий этап, идущий после порядка и эталонов. Тогда это творчество созидательное, а не разрушающее и дезадаптирующее ребенка!

На занятии взрослый должен быть МОДЕЛЬЮ не только в ситуации показа презентаций детям, но и в своем ежеминутном контакте с ребенком! Важно все: манера поведения, модель взаимодействия с другим взрослым, даже к внешнему виду специалиста и ассистента есть определенные требования… И это не случайно, если понимать силу ВПИТЫВАЮЩЕГО РАЗУМА маленького ребенка!

Помимо изучения всех презентаций и обучающих материалов, человек, работающий с детьми, просто не может обойтись без знаний психологии развития ребенка, причем практических знаний.

Именно поэтому любой вновь пришедший сопровождается наставником и работает в паре с более опытным коллегой.
Знания психологии ребенка позволяют понимать его потребности и грамотно сопровождать.

Для того чтобы не стоять на месте, а постоянно совершенствовать свой профессионализм, в нашем центре организованы регулярные методические встречи, индивидуальная работа каждого сотрудника с методистом и психологом, которые выезжают на наблюдения за работой группы и на основе анализа наблюдения строят работу со специалистами в направлении повышения их профессионального мастерства.