«Ребенок должен обрести Физическую независимость — через самодостаточность он должен обрести независимую волю благодаря свободе выбора, способность мыслить независимо благодаря самостоятельной и непрерывной работе. Развитие ребенка проходит несколько последовательных этапов независимости, и наше знание о них должно направлять наше поведение по отношению к нему. Мы должны помочь ребенку действовать, проявлять волю и думать самостоятельно. Это искусство служения духу, искусство, которое можно совершенствовать, только работая с детьми». Мария Монтессори.
Образ «Я» формируется, прежде всего, у ребенка от значимого взрослого.
Дети, которые переходят в класс Тоддлер, постепенно отделяются от мамы, и специалист совместно с ассистентом также становятся для ребенка значимыми взрослыми.
Поэтому столь большая возлагается ответственность на взрослых, которые работают с детьми!
ТАК КАКОЙ ЖЕ ЭТОТ ВЗРОСЛЫЙ?
БЕЗУСЛОВНО ЛЮБЯЩИЙ ДЕТЕЙ
Это основополагающий принцип в работе с детьми.
Только искренне любящий детей взрослый может идти за ребенком и помочь ребенку раскрыться!
Работа с детьми требует огромного душевного ресурса, настоящей самоотдачи – ведь дети тонко чувствуют все происходящее и не потерпят фальши! Восстанавливает этот ресурс именно любовь к детям и нахождение с ними.
«Нельзя научиться любви и надежде обрести ее — это часть наследия жизни» — писала Мария Монтессори.
Поэтому взрослые, которые работают в детстве – это люди, безусловно любящие детей.
В своих многочисленных трудах Мария Монтессори призывала служить детям, идти за ребенком, внимательно всматриваясь в его индивидуальную природу – именно так может сопровождать ребенка только тот взрослый, который искренне любит детей.
«Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел».
Мария Монтессори
ПРИНИМАЮЩИЙ
Он принимает любого ребенка с его особенностями и индивидуальными потребностями.
Несмотря на универсальность законов развития, все же темп развития у каждого ребенка индивидуален, поэтому объединять детей в возрастные группы и предлагать им одно и то же – значит не учитывать индивидуальность каждого!
Именно поэтому специалист действует по принципу индивидуализации – наблюдает за каждым ребенком группы, выявляя сензитивный возраст, чтобы организовать встречу в среде именно с той деятельностью, которая сейчас отвечает в полной мере интересам конкретного ребенка.
Понимать законы развития ребенка, знать возрастные нормы и задачи каждого периода, понимать особенности темпераментов детей и применять разные способы сопровождения в зависимости от темпераментов и индивидуальных особенностей детей, сопровождать ребенка в кризисах развития и многое другое — вот то, что осваивают наши специалисты раннего детства на курсах подготовки.
Эти умения помогают не только обеспечить грамотное сопровождение детей, но и консультировать родителей.
БЕЗОЦЕНОЧНЫЙ
В группе одновременно могут находиться 8-10 человек детей от полутора до трех лет — это тот возраст, который требует сопровождения взрослого во многих процессах, с одной стороны, но с другой стороны, это сопровождение должно быть организовано в идеологии метода Монтессори — «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!»
Взрослые должны помогать ребенку обретать независимость и самостоятельность, а значит, помогать ребенку ровно настолько, насколько ребенок действительно нуждается в этой помощи, не оценивая ее.
Ведь делая ЗА ребенка то, что он может делать САМ, мы невербально даем негативную оценку ребенку, инфантилизируя его, превращая в беспомощного и зависимого человека!
В разновозрастной группе специалисты и ассистенты раннего детства не сравнивают детей друг с другом, не выстраивают взаимодействие по принципу «плохой/хороший». Они не будут порицать ребенка за его пока неосвоенные модели конструктивного поведения, а неустанно будут давать социальные уроки.
ДАЮЩИЙ ПРАВО НА ОШИБКУ
Мария Монтессори уделяла особое место в методе своей научной педагогики отношению к ошибкам. Она призывала воспитывать адекватное, здоровое отношение к ошибкам, ведь ошибки совершают все – это реальность жизни. Процесс обучения невозможен без ошибок, потому как если ошибок нет, значит необходимо переходить на следующую задачу и учиться, опять же делая ошибки. А если ошибок нет – значит, освоение очередной задачи завершено.
Ошибка — как ресурс — понять, что еще необходимо доработать. Сам материал устроен так, что побуждает ребенка увидеть ошибку, понять ее БЕЗ помощи взрослого.
Например, чтобы накрыть себе на стол, ребенок берет вначале сервировочную салфетку с подсказками всего необходимого для сервировки. Это в том числе поддерживает в детях внутреннюю мотивацию – выбирать не тот материал, где ребенок успешен и работает за похвалу, а тот, который по-настоящему интересен.
Ребенок знает, что работает ни для взрослого, ни за поощрения или во избежание наказания.
Для того чтобы учить детей адекватно относиться к ошибкам, взрослые сами должны воспринимать их, как урок.
«К сожалению, обычно учителя думают, что они сами никогда не должны совершать ошибок из-за боязни показать плохой пример.
Если учительница и совершает ошибку, она точно не признается в этом ребенку. Ее чувство собственного достоинства основывается на том, что она всегда права. Учитель должен быть безупречен.
Однако это заблуждение надо отнести не только на счет учителя. Виновата вся школьная система, которая, к сожалению, базируется на искаженной основе… Учитель, который считает, что он совершенен и никогда не замечает собственных ошибок — плохой учитель. Куда бы мы ни посмотрели, всегда видна определенная «госпожа Ошибка»!
Если мы стремимся к совершенству, мы должны обращать внимание на свои собственные недостатки, потому что,
только исправляя их, мы можем улучшить себя».
Мария Монтессори
ЗОРКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Умение наблюдать – одна из важнейших задач специалиста раннего детства на занятии.
Помимо развития умения выявлять истинный интерес ребенка, взрослому необходимо научиться грамотно распределять свое внимание: в какие именно моменты необходимо присоединиться, стоит ли вообще присоединяться или дать возможность детям самим справиться с задачей.
Увидеть истинный интерес ребенка и предложить ему именно ту деятельность, которая будет его развивать, а не уводить от развития.
Как научить ребенка самостоятельно принимать решения, если в его опыте уже достаточно крепко закреплена
позиция взрослого авторитета?
Достичь нормализации каждого ребенка в отдельности и в целом в группе – основная задача специалиста, которую он решает с помощью умения наблюдать.
КОМПЕТЕНТНЫЙ
Все специалисты и ассистенты раннего детства проходят обучение по АМИ-стандарту в Монтессори-педагогике, так как в этом возрасте чрезвычайно важны МОДЕЛИ – когда ребенок, активно знакомясь с миром вокруг, познает эталоны, осваивает культуру места и времени, в котором живет.
Взрослые на занятии показывают презентации (т.е. модели) взаимодействия с материалами, в которых заложен оптимальный способ показа действия с конкретным материалом.
Мария Монтессори говорила, что основная задача возраста 0-3 – адаптация.
Когда ребенку в отсутствии моделей дают только свободу – мы видим тот феномен, который в современном обществе можно услышать как «дети без границ».
Творчество и свобода – это следующий этап, идущий после порядка и эталонов. Тогда это творчество созидательное, а не разрушающее и дезадаптирующее ребенка!
На занятии взрослый должен быть МОДЕЛЬЮ не только в ситуации показа презентаций детям, но и в своем ежеминутном контакте с ребенком! Важно все: манера поведения, модель взаимодействия с другим взрослым, даже к внешнему виду специалиста и ассистента есть определенные требования… И это не случайно, если понимать силу ВПИТЫВАЮЩЕГО РАЗУМА маленького ребенка!
Помимо изучения всех презентаций и обучающих материалов, человек, работающий с детьми, просто не может обойтись без знаний психологии развития ребенка, причем практических знаний.
Именно поэтому любой вновь пришедший сопровождается наставником и работает в паре с более опытным коллегой.
Знания психологии ребенка позволяют понимать его потребности и грамотно сопровождать.
Для того чтобы не стоять на месте, а постоянно совершенствовать свой профессионализм, в нашем центре организованы регулярные методические встречи, индивидуальная работа каждого сотрудника с методистом и психологом, которые выезжают на наблюдения за работой группы и на основе анализа наблюдения строят работу со специалистами в направлении повышения их профессионального мастерства.