Тоддлер

Как устроен Тоддлер-класс по АМИ-стандарту

Как устроен Тоддлер класс по АМИ стандарту

ЗОНЫ СРЕДЫ ТОДДЛЕР:

  • ЗОНА РАЗДЕВАЛКИ

Зона раздевалки начинается еще до входа в класс для верхней одежды и  в самом классе для переодевания в групповую одежду.

Эта зона в АМИ стандарте продумана до мелочей, т.к. она напрямую влияет на формирование личностных качеств ребенка: «У меня получается, я могу!» Часто родители искренне удивляются как дети, которым еще нет и двух лет, самостоятельно одеваются или раздеваются. Безусловно,  все начинается с Нидо-группы.

За этими результатами стоит грамотное сопровождение специалистами не только детей, но и родителей в вопросах от «правильной одежды» до самого процесса участия в этих вопросах.

Основная задача, которую предстоит родителю освоить – жить с ребенком по принципу «помоги мне это сделать самому». Только в таком подходе есть шанс взращивать независимую уверенную в собственных силах личность ребенка. Осваивать данный принцип на практике в Тоддлер-группе помогают родителю наши специалисты раннего детства, давая им консультации по сопровождению ребенка.

  • ЗОНА ТУАЛЕТА

Зона, где детишки продолжают (после занятий Нидо) учиться ходить на горшок или маленький унитазик самостоятельно. А после – его помыть и вымыть ручки. Но чтобы это было доступно малышу, важно обустроить все до малейших деталей, чтобы и в этом месте малыш мог справиться со всем максимально самостоятельно.

Еще в НИДО группах мы раскрываем родителям тему «Приучение к горшку».

Она имеет перед собой не только гигиенические задачи, но и, представьте себе, психологические

Умение чувствовать свое тело, физиологические потребности – это из области оставаться в контакте с собой, чувствовать свои потребности, в данном случае физиологические… «Памперсные дети» — немало работ психологов посвящено этой теме, где рассматривается вопрос частого и продолжительного использования памперсов во взаимосвязи с формированием волевых качеств ребенка и других важных аспектов развития личности…

Важно строить приучение к горшку на принципах природосообразности – понимать, какую готовность ребенка необходимо учитывать,  как это сделать психологически грамотно и своевременно, какие этапы соблюсти, как организовать среду в этом вопросе. Обо всем этом мы рассказываем нашим родителям, чтобы действовать в этих вопросах сообща.

  • ЗОНА ПРИЕМА ПИЩИ

Одна из важнейших зон. Этой зоне в программе АМИ уделяется особое значение, т.к.  пища – это часть образования.

Во время приема пищи ребенок знакомится с культурой среды, с правильными моделями поведения за столом, осваивает этикет. Это прототип социальных отношений, этап, который способствует групповому взаимодействию и контакту, коммуникации.  Это то место, где ребенок каждый раз встречается с границами другого человека, а также оттачивает навыки самостоятельности и независимости.

Прием пищи – эта обязательная часть, входящая в структуру занятия и имеющая очень четко выверенные этапы, у каждого из которых – своя цель.

  • ЗОНА РЕЧИ

«Овладение речью и возможность с ее помощью поддерживать осмысленный разговор с другими — самый впечатляющий шаг на пути к независимости». Мария Монтессори.

Опять же грамотно созданная среда в зоне речи и обученный специалист помогают ребенку овладеть речью в соответствии с его возрастом.

Поэтому в зоне речи материалы имеют четкую последовательность, которая выстроена на особенностях мыслительной деятельности детей этого возраста. Это не просто набор книжек и фигурок, которые часто можно встретить в недостаточно профессиональных Монтессори-средах, а именно последовательная многоступенчатая языковая среда, которая шаг за шагом осваивается ребенком.

Каждый набор речи тщательно продуман специалистами, согласно обучению по АМИ стандарту и пройден экспертную оценку. В наших филиалах существует банк материалов по речи для того, чтобы специалисты могли обмениваться ими. Ведь очень важно, чтобы эта зона оставалась подвижной, т.к. в этом возрасте идет активное накопление словаря.

  • МАНИПУЛЯТИВНАЯ ЗОНА

Как и в среде Нидо, остается самой подвижной зоной в классе Тоддлер.

Некоторые материалы могут быть одинаковыми как в среде Нидо, так и в Тоддлер – являясь элементом адаптации при переходе деток из одной среды в другую. Остальные материалы специалист комплектует под настоящую группу.
В манипулятивной зоне могут встречаться материалы на развитие причинно-следственных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, сенсорного развития. Любые материалы в этой зоне развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. А также развивает его личностные качества.

Например, в зоне причинно-следственных связей ребенок делает одно открытие за другим, пытается понять причины происходящего, последовательность и взаимосвязь событий.

Он пробует, экспериментирует, ошибается и снова пробует. Ребенок вкладывает шарик в коробочку, и его будто бы нет. Но вдруг он открывает коробку, и он снова есть. После 20 повторений у ребенка формируется причинно-следственная связь, что если шарик вкладывать в эту коробочку, он продолжает существовать, даже исчезая из поля зрения.
Именно так развивается мышление, целеустремленность, уверенность в себе!

  • ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Значительно расширяется класс Тоддлер именно в этой зоне (по сравнению с Нидо классом).
В этой зоне детки учатся сами мыть руки; готовить пищу, пусть и самую простую; украшать и накрывать на стол; убирать и мыть за собой посуду; убираться в классе и стирать; ухаживать за растениями; ухаживать в целом за средой, полируя различные предметы и многое-многое другое. Как мы уже упоминали выше, многие из материалов в УПЖ (упражнения практической жизни) ранее в российском стандарте предлагались только в возрасте «3-6»!

Всеми этими делами дети в Тоддлер классе занимаются с большим удовольствием, так как именно в этом возрасте они очень хотят быть похожими на взрослых и заниматься «взрослыми» делами. Таким образом, дети становятся все больше самостоятельными и независимыми от взрослых.

Помимо развития личностных качеств, все эти упражнения (при правильной комплектации и презентации взрослыми) развивают крупную и мелкую моторику ребенка, умение доводить начатое дело до конца, логику, формируют многочисленные  навыки самообслуживания.

Важно сказать, что,  несмотря на то, что в классе 3-6 некоторые материалы повторяются по АМИ стандарту с классом Тоддлер, комплектация и презентация этих  материалов в возрасте 3-6 и  в возрасте Тоддлер далеко не одни и те же.

  • ЗОНА МУЗЫКИ

Занятия музыкой с детьми Тоддлер возраста имеют немало особенностей.

Как именно заниматься музыкой с детками раннего возраста, что предложить детям, какие инструменты задействовать, как организовать занятия  – всему этому обучены специалисты «Вершины» на курсах по АМИ стандарту.

Важно отметить, что музыка – не отдельное занятие с приглашением отдельного специалиста, а интегрированная в класс Монтессори-зона, укомплектованная всем необходимым для занятий музыкой.

Ребенок наравне с другими материалами среды может выбирать музыкальные материалы. Эти материалы – бессменные фавориты тоддлерят.

Кроме того, в структуру занятия входит так называемая музыкальная часть, присоединиться к которой приглашаются все дети, но опять же, если какой-либо ребенок делает свой выбор в пользу другого материала – специалист будет уважать его выбор.

  • ЗОНА ТВОРЧЕСТВА

Зона творчества – одна из любимых зон для детей с самого раннего возраста. Самый первый материал, который используется еще в Нидо-среде – это мелок контрастного цвета. Первые попытки рисования – это потребность ребенка оставить свой видимый след в мире. Подражая взрослым, ребенок пробует способы самовыражения, осознавая себя отдельной личностью.

Зона творчества устроена по тем же принципам, что и вся Монтессори-среда. Взрослый не дает готовых решений или образцов, чтобы ребенок не творил «под копирку».

Специалисты раннего детства учат детей средству – как получить готовый продукт: как и чем набирать краску, как повернуть кисточку, как работать ножницами. Показывают, как можно с помощью вовлечения разных предметов создать любой продукт. Важно дать ребенку способы воплощения его идеи, а не подкинуть ему саму идею. Важно не обучать технологии передачи нашего взрослого образа например, путём проведения «правильных линий», а позволить ребёнку выразить своё проживание этого образа, предоставляя ему множество различных материалов для этого.

Но самое важное, на наш взгляд – это развитие индивидуальности ребенка, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Творческие способности необходимы именно в современном, быстро меняющемся мире. Они помогают человеку лучше приспосабливаться к изменениям, и самому изменять этот мир.

Но как формировать именно творческие способности, а не способность повторить как можно точнее образец, предложенный  взрослым? Как проявить индивидуальность и собственное видение окружающего мира с помощью красок, карандаша и других инструментов?

Опять же на Тоддлер-занятиях деток сопровождают грамотные специалисты в этом вопросе.

О какой бы зоне Монтессори среды мы ни говорили, какую бы деятельность ни имели в виду – любая без исключения развивает все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), составляющие основу любого процесса познания и определяющие успешность ребенка в обучении. А также развивают его ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: самостоятельность, независимость, уверенность в себе, адекватную самооценку, умение делать выбор и принимать решения, умение работать на результат, доводить начатое дело до конца, социальные навыки.