Это уже ежедневная группа с ежедневными Монтессори-занятиями продолжительностью два часа и игровой деятельностью в группе и на улице — также два часа. Для ребенка пребывание без мамы в этой группе увеличивается до четырёх часов.
Монтессори-среда оборудована всем необходимым не только для проведения Монтессори занятий, но и для организации детских игр, отдыха, приема пищи. Группа полудневного пребывания включает в себя все зоны Монтессори среды по АМИ стандарту и обустроена по всем принципам Монтессори, которые мы подробно описывали в разделе Тоддлер.
Как правило, дети в группу полудневного пребывания переходят из группы Тоддлер, где их встречают новые взрослые (специалист и ассистент), а сама группа уже более многочисленна – в ней может быть 10-12 детей. Но надо сказать, что и группа полудневного пребывания более нормализована за счет постоянного коллектива детей. В Тоддлер-группах ротация детей происходит чаще, т.к. адаптируясь, дети, как правило, переходят на другие ступени – в полудневку или ясли, а в группу Тоддлер приходят новые детки из группы Нидо и, если остаются места, то из резервного списка. Поэтому даже при переходе в более многочисленную группу и вступая в контакт с новыми взрослыми, ребенок, доверяя среде и попадая в более нормализованную группу, быстро к ней адаптируется.
Именно за счёт ежедневности и продолжительности занятий, за счет большего количества социальных связей и нормализации группы в целом детям в полудневке удаётся решать задачи развития быстрее и легче.
Как только ребенок приходит впервые в группу полудневного пребывания, у него появляется своя личная кабинка с его фотографией. И, если на период адаптации ребеночек может пока не захотеть оставлять свои личные вещи, то когда он уже свободно, спокойно и уверенно чувствует себя в группе, он с удовольствием принимает свое место в шкафчике и пользуется им. Ребенок знает, куда можно сложить свои вещи, убрать игрушки на время занятий, сложить творческие работы, чтобы после занятий не забыть их взять домой.
Специалист раннего детства помогает родителю сориентироваться, какую именно одежду и в каком количестве необходимо будет принести ребенку в кабинку. Ведь теперь ему предстоит справляться с одеванием и раздеванием самостоятельно гораздо больше по времени, чем на Тоддлер-занятиях.
Минимум 4 раза в день: переодеться утром, когда только приходит в группу, далее переодеться на прогулку, вернуться с прогулки и переодеться обратно в групповую одежду и при сборах домой.
А если во время Монтессори процесса ребеночек облился водой — т.к. очень разнообразна среда упражнениями практической жизни с водой — это добавляет количество переодеваний. Плюс прием пищи, о котором более подробно вы можете прочитать в разделе «Пища как часть образования в Монтессори среде» – там также могут возникнуть ситуации с необходимостью переодевания.
И наконец, одна из самых ценных и важных задач, которые специалисты успешно решают в группе полудневного пребывания – это приучение ребенка ходить в туалет на горшок или маленький унитазик. Утром, когда ребенок приходит в группу, он обязательно переодевается в групповую одежду и в обычные или тренировочные трусики. Надо сказать, что специалисты на Тоддлер-занятиях также сопровождают детей во время приучения к туалету. Но задача в полудневке решается быстрее, т.к. сопровождение ребенок получает каждый день по полдня, в то время как на Тоддлер-занятиях есть возможность сопровождать детей только 3 раза в неделю по 2 часа в день.
Как мы писали в статье о группе Тоддлер, специалисты раннего детства консультируют родителей в вопросах «правильной одежды» и сопровождении в самом процессе переодевания, т.к. все это ребенку предстоит делать самому! И если у него мало опыта в самостоятельном переодевании или одежда не позволяет ему справиться с этим самостоятельно, то ребенок будет испытывать постоянные трудности в этом вопросе. Процесс переодевания у него будет вызывать только негативные эмоции и даже истерики, и ребенок будет находиться в постоянном стрессе. Конечно, взрослые помогают и сопровождают каждого ребенка в группе в этом процессе. Но Монтессори-подход не консервативный, он по принципу «Помоги мне это сделать самому!», т.к. задача — научить ребенка справляться без взрослого!
Дети в наших группах постоянно тренируются в этом вопросе при грамотном психологическом сопровождении взрослых: умение концентрироваться на задаче, удерживать цели. А также получают конкретные практические навыки: как одеть и снять колготки, носки, водолазки, комбинезоны, шапки, обувь и т.д. Как вывернуть одежду и сложить ее.
Только представьте себе, какой тренинг в самостоятельности, независимости, уверенности в себе получает ребенок! С таким тренингом дети из полудневки встречаются гораздо чаще, чем дети на Тоддлер-занятиях!
Так же, как процесс переодевания, еще больше тренинга в развитии самостоятельности и независимости у детей группы полудневного пребывания (в отличие от групп Тоддлер) дает процесс организации и приема пищи. Более подробно, за счет чего происходит этот тренинг, вы можете прочитать в статье «Пища, как часть образования в Монтессори среде».
Особенно актуальна группа полудневного пребывания для деток, чей возраст подходит к сензитивному периоду социального поведения. Конечно, развивать социальные компетенции можно и нужно начинать еще с НИДО групп – уже там совсем крохи получают первые навыки договора. Но в возрасте примерно до 2,5 лет дети только изучают поведение друг друга и стараются повторять разные модели поведения. И чем старше они становятся, тем больше они начинают видеть вокруг себя такого же, как «Я». Дети начинают интересоваться друг другом как партнерами и стремятся делать что-то вместе. На занятиях в таком сензитивном периоде дети часто объединяются вместе в разных процессах, которые предполагают групповую работу.
Помимо кулинарного творчества, о котором можно более подробно познакомиться в разделе «Пища, как часть образования в Монтессори среде», они могут работать вместе в творческой зоне, вместе быть на музыкальных минутках или читать книги.
Также часто в этом возрасте, когда задачи эгоцентризма решены, у детей появляется потребность в проявлении заботы не только о себе, но и о других.
Часто специалисты наблюдают, как дети помогают друг другу в переодевании или накрывают друг для друга стол перед приемом пищи. И, конечно же, в группе полудневного пребывания у детей есть гораздо больше возможности взаимодействовать друг с другом – это время игровой деятельности или прогулки. Более подробно об организации этих процессов вы можете прочитать здесь.
Хочется отметить, что группа полудневного пребывания дает детям много возможностей для развития самостоятельной и независимой Личности. Но также мы должны помнить, что на всем периоде дошкольного детства основным воспитателем для детей остается семья! Поэтому у нас организованы встречи-информирования с родителями, на которых специалисты подробно рассказывают, что происходит с ребенком в группе. Организованы семинары для родителей, которые касаются разных тем, актуальных для возраста до трех лет. А также можно записаться на консультацию к психологу, который по Вашему запросу может понаблюдать ребенка в группе, чтобы консультация была более эффективна. Мы предлагаем сотрудничество с семьями!
ДАВАЙТЕ объединять усилия ради лучшего будущего наших детей!!!